Домой В помощь мигранту Дети мигрантов Чужой среди чужих: брошенные дети мигрантов

Чужой среди чужих: брошенные дети мигрантов

53
В российских СМИ с пугающей регулярностью появляется информация о том, как женщины-мигрантки продают или оставляют своих новорожденных малышей на улице.
 
Так, 9 сентября 2019 года родила и оставила ребенка в общественном туалете на станции метро «Коломенская» уроженка Киргизии. Похожий случай произошел в феврале 2020 года, когда сотрудники метрополитена на станции «Парк Победы» нашли завернутого в одеяло новорожденного ребенка, оставленного на произвол судьбы гражданкой Узбекистана.
 
Ненужное бремя
 
Истории большинства женщин-мигранток похожи: они приезжают в Россию, чтобы заработать, при этом зачастую идут против своих близких, которые считают миграцию не женским делом. Здесь девушки встречают мужчину и влюбляются. И вроде бы все хорошо, но как только партнер узнает о беременности своей подруги, уходит, решив, что наилучшим решением будет оставить ее с ребенком одну и не помогать материально.
 
Вернуться на родину нельзя – там женщина только столкнется с осуждением. Близких и друзей в России нет, а зарплата слишком низкая, чтобы прокормить себя и ребенка. К тому же, если правила пребывания в стране не оформлены должным образом, на это накладывается еще и проблема с доступом к медицинским услугам. Конечно, родить женщина может бесплатно, врачи не имеют права отказать в срочной госпитализации, но все дальнейшие процедуры после выписки из роддома оплачивать нужно самостоятельно. Поэтому многие женщины принимают решение сбросить с себя это бремя.
 
Второй дом как спасение
 
Официальной статистики по оставленным в детдомах детях мигрантов нет. Исследователи и эксперты по этому вопросу оперируют самыми разными цифрами: одни считают, что детей мигрантов в детдомах лишь единицы, другие насчитывают сотни «этнических» малышей.
 
Основная причина отсутствия даже приблизительной информации по таким отказникам – то, что часто женщины-мигрантки попадают в роддома без документов и не сообщают о своем гражданстве. К тому же среди «этнических» малышей оказываются не только дети мигрантов – часть из них оставлена родителями из регионов, а раздельную статистику, опять же, никто не ведет.
 
Дети, брошенные мигрантами, содержатся в детских домах на тех же условиях, что и остальные. Вот только вероятность того, что кто-то возьмет «этнического» ребенка на усыновление, не очень высока. Основной запрос потенциальных родителей – это белокурый мальчик или девочка с голубыми глазами.
 
Истории, подобные той, что рассказала газете «Аргументы и Факты» москвичка Елена Евина, пока редки. Несколько лет назад она удочерила киргизскую девочку. Сотрудники детского дома отговаривали брать «национального» ребенка. «Зачем вам это? – интересовались работники. – У вас славянская внешность. Потом выйдете замуж, вашему мужу не понравится, что девочка другой национальности». Но Елена ответила на это просто: «Мне не нужен муж-расист».
 
Близкие отнеслись к выбору Елены сначала тоже с удивлением, но скоро приняли нового члена семьи. Каких-либо проблем, связанных с национальностью девочки, в повседневной жизни, по словам Елены, нет.
 
Остается надеяться, что пример Елены Евиной поможет людям бороться с предрассудками и стереотипами, и при поиске ребенка для усыновления в графе «Цвет волос и глаз» будущие родители напишут: «Значения не имеет».
 
Ребенок на продажу
 
Вероятность попасть в детский дом даже с сомнительными перспективами усыновления для детей мигрантов оказывается не самым плохим вариантом.
 
В ноябре 2020 года информационный портал Life.ru поведал читателям о задержании сотрудниками полиции гражданки Украины, которая пыталась продать ребенка за 500000 рублей (о возможном преступлении в правоохранительные органы сообщила сотрудница движения «Альтернатива», борющегося с рабством и торговлей людьми). Подобные новости в СМИ появляются редко.
 
Но дело не в том, что таких случаев мало, а в том, что, во-первых, «торговцы детьми» не афишируют свою деятельность, во-вторых, тема уж очень деликатная.
 
Тем не менее понять масштаб проблемы можно. При этом, чтобы найти объявление о продаже или покупке ребенка, необязательно заходить в Даркнет, достаточно найти группы, занимающиеся распространением публикаций о купле-продаже детей в социальных сетях, например, в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».
 
По статистике поисковых систем, ежемесячно пользователи интернета, находящиеся на территории РФ, ищут информацию по запросам типа «куплю ребенка», «как купить ребенка», «купля-продажа детей», «продать ребенка на органы». Как сообщает Эдуард Перепелкин, организатор приюта для проданных детей «Ораториум», основная часть покупателей – преступники, а продавцы – мигранты или пьющие российские семьи. Правоохранительные органы стараются оперативно реагировать на такие посты в социальных сетях, сейчас подобные объявления появляются гораздо реже.
 
Асар (Всем миром)
 
Остаться равнодушным к проблеме брошенных детей мигрантов невозможно. Поэтому в ее решение вовлечены власть и общество. Так, на государственном уровне с 2011 года занимается репатриацией сирот на родину Киргизия. На ведомственном – правоохранительные органы и органы опеки Российской Федерации.
 
Свою лепту вносят и неправительственные организации, такие как движение против рабства и торговли людьми «Альтернатива» или фонд «Безопасный дом». Последний действует во многих городах России и имеет несколько направлений работы: помощь людям, пережившим торговлю, насилие и эксплуатацию, превентивная работа с уязвимыми группами населения, в том числе с мигрантами, а также организация просветительских мероприятий. За время работы фонда помощь получили более 150 человек.
 
Помощью людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, также занимаются кризисные центры. В основном эти центры многопрофильные. Они помогают людям с нестабильным материальным положением, потерявшим дом, семью, столкнувшимся с насилием, а также матерям, которые по различным причинам не могут обеспечить и воспитать ребенка. Обычно такие организации помогают всем, кто в этом нуждается, независимо от национальности, вероисповедания и регистрации. Все услуги предоставляются безвозмездно.
 
Один из таких центров – «Дом для мамы». Это проект православной службы помощи «Милосердие». Свою деятельность он начал в 2012 году и за это время оказал поддержку более чем 7000 нуждающимся. Более двухсот женщин и детей нашли приют, 71 ребенок родился у подопечных во время пребывания в центре, а более чем 220 женщин вернулись на родину благодаря деятельности проекта.
 
Женщины, находящиеся в центре, приобретают профессиональные навыки: учатся на парикмахеров, мастеров маникюра, бухгалтеров и т. д. В «Доме для мамы» действует ряд правил, нацеленных на то, чтобы подготовить мам к дальнейшей самостоятельной жизни и воспитанию ребенка. Так, в Центре не предусмотрены нянечки, повара и уборщицы. Всю «домашнюю» работу выполняют жительницы приюта, каждое утро начинается с обсуждения текущих задач, расписания и обязанностей, все мамы работают и могут самостоятельно распоряжаться своими деньгами.
 
Человеческий фактор решает все
 
Несмотря на наличие большого количества различных благотворительных фондов и кризисных центров, зачастую женщины-мигрантки, попавшие в сложную ситуацию, могут даже не знать ни об их существовании, ни о том, какую помощь можно получить, что и приводит к отчаянным решениям, которые в массе своей являются преступлениями.
Очевидно, что неправительственные организации сильно ограничены в бюджетах на рекламу, поэтому роль информирования могло бы взять на себя государство при поддержке национальных диаспор.
 
Главное, чтобы в кабинетах сидели не те, кто объясняет «почему нельзя», а люди, рассказывающие, «как можно».
 
Источник: http://Www.media-mig.ru/