АЛМАТЫ — Терпение у многих трудовых мигрантов из Центральной Азии, работающих в России, на исходе.
Они значительно сильнее пострадали от потери рабочих мест из-за введенного вследствие коронавируса карантина. В свете ухудшающихся условий жизни в стране многие планируют искать работу в других местах, говорят наблюдатели.
Согласно опросу, проведенному Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), около 40% трудовых мигрантов из Центральной Азии, работающих в России, заявили, что были уволены во время карантина, передает The Moscow Times.
При этом из россиян об этом же сказали 23%.
Если учесть также рабочих, отправленных в неоплачиваемый отпуск во время карантина в России, который длился с конца марта до середины мая, то без работы остались 75% мигрантов из Центральной Азии и 48% россиян.
Опрос показал, что трудовые мигранты были больше осведомлены об опасности коронавируса, чем местные жители, и охотнее соглашались с политикой правительства по сдерживанию распространения заболевания, несмотря на большое количество потерянных рабочих мест.
«Полученные результаты развеивают миф о том, что мигранты воспринимали вирус менее серьезно, чем россияне», — сообщает The Moscow Times со ссылкой на исследователя из РАНХиГС Евгения Варшавера.
Удар по российской экономике
В условиях отсутствия рабочих мест и открытия границ трудовые мигранты начали возвращаться домой.
Ожидается, что больше всего от оттока рабочей силы пострадают отрасли, в которых работали многие мигранты, — это сельское хозяйство, строительство и жилищно-коммунальные хозяйства, сообщил портал Eurasianet в июле.
В апреле российские фермеры обратились в Министерство сельского хозяйства с жалобой на нехватку сезонных рабочих. Они попросили правительство разработать специальные правила въезда для иностранных граждан, чтобы те могли работать в сельском хозяйстве.
Такие правила не введены до сих пор.
Между тем, согласно докладу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, значительную долю работников строительного и жилищно-коммунального сектора — до 20% — составляют мигранты из Центральной Азии, в частности из Узбекистана и Таджикистана.
«Заменить их трудно: местное население не готово к тяжелой работе при невысокой оплате и отсутствии социальных гарантий», — говорится в докладе.
«Снижение численности данной категории работников может повлечь существенные риски для отрасли строительства и ЖКХ с учетом того, что ежемоментные возможности замещения внутри страны исчерпаны», — говорится в письме Министерства строительства от 31 марта.
Условия жизни и работы в России для мигрантов, которые и без того были достаточно тяжелыми, значительно ухудшились в этом году, говорит житель города Токмок (Кыргызстан) Улан Оморов, который сейчас проживает в Москве.
«Работы нет, стало очень много безработных даже среди самих россиян», — сказал он, добавив, что в бюро по трудоустройству ежедневно толпы соискателей.
«Многие мои знакомые из Кыргызстана и Казахстана разочарованы текущей ситуацией и не хотят больше оставаться здесь», — рассказал Оморов.
Еще до пандемии коронавируса трудовые мигранты все чаще переезжали в Казахстан, потому что власти там предоставляют все больше возможностей для работы, укрепляют сотрудничество между странами региона и создают «братскую» обстановку.
«Ужасающие условия»
В условиях пандемии трудовым мигрантам пришлось столкнуться и с политикой местных авиакомпаний, которые продавали билеты на заведомо отмененные рейсы в страны Центральной Азии, а затем отказывались вернуть за них деньги.
Мигранты также подвергались преследованиям со стороны правоохранительных органов.
Темур Варки, живущий в Париже корреспондент Би-би-си, писал в Фейсбуке о сотнях беззащитных и брошенных граждан Таджикистана, которые содержались под стражей в российских спецприемниках «в ужасающих условиях, лишенные всяких прав и надежд».
В Москве власти насильно запирали мигрантов в общежитиях на карантин, говорит председатель московской правозащитной организации «Утро мира» Валентина Чупик.
«Полиция оцепляла целое общежитие, запрещая людям выходить на улицу, если были малейшие подозрения на коронавирус хотя бы у одного мигранта», — сказала она.
Потерявшие работу мигранты не могли зарабатывать на еду, тогда как хозяева общежития требовали с них арендную плату, добавила Чупик.
По ее словам, на фоне ставших повсеместным явлением в России нарушений прав приезжих из Центральной Азии, они в мае открыли «Школу мигранта», где желающие могут научиться общаться с полицией, давать отпор незаконным проверкам документов, не попадаться на аферы, выбивать незаконно удерживаемую работодателями зарплату и обращаться за помощью.
Автор: Канат Алтынбаев
Источник: https://central.asia-news.com