Домой Истории мигрантов Траектория одного армянского мигранта: Ширак-Бельгия-Ереван-Российский бетонный завод

Траектория одного армянского мигранта: Ширак-Бельгия-Ереван-Российский бетонный завод

26

Мой сосед Мартин хотел уехать из Армении. Он жил в одной из соседних деревень Гюмри, у него был небольшой магазин, других магазинов вокруг не было, работа у него была неплохая, но он хотел уехать из страны, он говорил: «Налоговըй тревожит, слишком большие кредиты, цены на товары все выше и выше, мои дети выросли, я должен о них заботиться».  Родные из Америки сказали: “В Европе хорошо, чудно! Государство всячески поддерживает, надо только ехать и жить”. У младшей из трех дочерей Мартина были серьезные проблемы со здоровьем, ей рекомендовали лечиться зарубежом, там лучшие специалисты. Это оказалось решающим для Мартина. Продал недвижимость по довольно дешевой цене, затем он продал двухэтажный дом и уехал. Долго не звонил, потом звонил и сказал что вернутся, дети не хотят оставатся, не приспособливаются. Пришли с тем же чемоданами. За 1,5 года ничего не добавили. Радовало только то, что дочь вылечили.

Он начал искать работу в Ереване, больше не мог жить как он называл в «грязной» деревней и переехал в Ереван. Жена устроилась продавщицей с дневной зарплатой 3000 драмов, старшая дочь также нашла аналогичную работу с зарплатой чуть выше минимальной. Две другие дочки до сих пор не нашли работу, хотя прошло уже чуть больше года. Сам Мартин работал разнорабочим в магазине, но мечтал о собственном маленьком бизнесе. Гораздо сложная жизнь их ждала в Армении. Мы встречались почти каждый день, было очень грустно, он жаловался, что уехал, жаловался, что не остался, жаловался, что вернулся, жаловался, что не  хотели остаться… Словом, на все жаловался.

Он не нашел в Армении того, что ему было нужно, он не мог вернуться к прежней жизни. Он хотел уехать снова, на этот раз один.

Уехал в Россию – “Хопан, на сезонную работу”. Работает на бетонном заводе без регистрации и договора. Нарушил 90-дневный срок пребывания. Будут его “депортировать” или нет, неважно, в один прекрасный день его  “депортируют”. Рубль, который он отправляет уже ниже 7 драмов… Вот семья до сих пор проживает на копейки пока, как говорится, не зажжется свет, но не знаю, кто зажет этот свет.