Домой В помощь мигранту Дети мигрантов Дети мигрантов в московских школах: Соцсети и интернет-ресурсы заполнены негативными рассказами жителей...

Дети мигрантов в московских школах: Соцсети и интернет-ресурсы заполнены негативными рассказами жителей Москвы

72

В столице России число детей мигрантов достигло как минимум 60-ти тысяч. Это данные Института образования Национального исследовательского университета России. Некоторые классы почти полностью состоят из приезжих, пишет «Новые известия».

Количество мигрантов в Москве растет с каждым годом. На учете миграционной службы России состоят 650 тысяч одних только мигрантов из Кыргызстана. А всего, по неофициальным данным, число мигрантов в столице превышает миллион. Естественно, их дети где-то должны учиться.

Об этой проблеме СМИ заговорили еще в 2011 году. В спальных районах столицы, в Южном и Юго-Восточном округах, до половины учеников школ составляют дети мигрантов. Итог: почти 60% детей в младших классах столицы плохо владеют русским языком. «Чему может научить учитель, если половина учеников по-русски не говорит?!» — негодуют москвичи.

«Вы думаете детей мигрантов в школе стало меньше? В 2019 их стало еще больше, однако СМИ и телевидение стали замалчивать эту проблему», — пишет в своем ЖЖ Виталий Дробышев.- «Многие из жителей Москвы хотят устроить своих детей в школы, где у них не будет одноклассников из семей мигрантов. В некоторых школах произошло негласное разделения на «черные» и «белые» классы. В последние не пробиться!.. Я просто возмущен… Почему на мои налоги должны учить мигрантов? Они научатся читать за несколько лет и уедут к себе на родину, а мой ребенок из-за них не сможет получить полноценного образования!»

Социальные сети и интернет-ресурсы заполнены рассказами о негативной практике совместного обучения москвичей и детей мигрантов.

Так, москвичка Оксана Пашина пишет, что в этом году отдала дочь в первый класс. По ее словам, из 30 одноклассников треть – дети мигрантов, половина из них не говорят по-русски. «Моя дочка очень любит поболтать. Ее посадили с мальчиком Айдаром, который совершенно не говорит по-русски и не понимает ее, а она не понимает его. Сидят молча», – рассказывает Оксана.

Со слов женщины, интеграция детей мигрантов, ради которой и были созданы смешанные классы, не работает: учителям приходится тратить больше времени на объяснение заданий детям приезжих, а на остальных школьников его не остается. Со слов Оксаны Пашиной, приезжие и местные дети в их школе между собой не общаются: «Образуются какие-то маленькие группки, дети дружат между собой по принципу языка», — рассказывает женщина.

При школе, в которой учится дочь Оксаны, нет никаких дополнительных занятий или курсов русского языка. Девочка рассказывает, что пытается помогать приезжим детям научиться говорить правильно. «Я ему говорю: не «манты», а «манту» нужно говорить, я ему миллион раз уже повторяла. Но в этом не я же должна разбираться, а какой-то учитель», —жалуется ученица. По словам ее мамы, трое родителей уже перевели своих детей в другую школу по причине «неуютного соседства» с мигрантами.

Но…

В последнее время среди призеров и победителей олимпиад по математике замелькало имя Кассима Халимова. Он – сын мигрантов, по национальности таджик. Его родители приехали в Россию девять лет назад, когда их сыну было два месяца. Сейчас мальчик учится в начальной школе и помимо успехов в математике пишет стихи на русском языке. Когда отец отправил сына на каникулы в Таджикистан, ребенок через 10 дней начал проситься назад — «домой, в Москву».

По мнению ведущего эксперта Центра общего Института образования Надежды Бысик, во многих случаях дети мигрантов тянут вперед отстающие школы: « Когда мы начали изучать ситуацию, думали, что плохо говорящие на русском языке дети мигрантов будут тянуть школы назад. Но как показали результаты исследования, если в какой-то «плохой» школе детей мигрантов много, то именно эти дети тащат школу вперед. Дети мигрантов хотят остаться в России и больше стремятся к знаниям», – заявила эксперт.

«Новые Известия» связались с директором ГБОУ г.Москвы «Школа в Капотне» Валерием Тихоновым и попросили прокомментировать, как в их учебном заведении учащиеся-москвичи уживаются с детьми мигрантов. «Да, у нас действительно учатся дети мигрантов, но особых проблем и недовольства это ни у кого не вызывает. Если говорить о способностях детей мигрантов, то свое «не выдающееся» знание русского они компенсируют успехами в математике, информатике, биологии, химии.

Мы подметили, например, что учащиеся — приезжие из Закавказья и Средней Азии в последнее время проявляют большой интерес к естественным наукам и составляют основной процент поступивших в медицинские вузы», — рассказывает Валерий Тихонов.

«Нужно делать систему адаптации мигрантов, нужны в классах адаптационные группы, которые быстро бы подтягивали, учили русскому языку », — считает депутат Госдумы Алексей Журавлев. Для этого некоторое время назад в Москве создавали «Школы русского языка» (ШРЯ). В них дети мигрантов в течение года должны были учить русский язык, а потом поступать в соответствующий их возрасту и уровню класс. По данным Института демографии ВШЭ, в Москве в таких школах учатся не больше 300 человек, при этом детей мигрантов в столице — около 60 тысяч.

Одна из таких Школ русского языка была создана в Гольяново, где почти во всех классах местных школ больше половины учеников составляли мигранты. Кстати, по словам одного из директоров школ этого района, «учить детей мигрантов проще, чем наших»: на них есть « рычаги влияния». «Вот подрались недавно вьетнамец и азербайджанец, сразу пишем бумагу в ФМС. Для тех, кто нелегально живет, это многое значит», — признался директор.

Эксперты видят выход в создании адаптационных школ русского языка для детей мигрантов.

Однако, по информации правозащитников, ситуация с детьми мигрантов не такая уж радужная. По словам Стаси Денисовой, правозащитника, сотрудника комитета «Гражданское содействие», поступает большое количество обращений от семей мигрантов и беженцев по поводу отчисления из школ и отказа в приёме. Чаще всего причина в просроченной регистрации. Администрация школ также ссылается на приказ Минобрнауки № 32 от 22.01.2014. В приказе детей разделили на две категории: в первую очередь в школу принимают тех, кто имеет постоянную регистрацию, а уже потом тех, у кого временная регистрация. «О детях без регистрации ничего в этом приказе не сказано. Видимо, чиновники считают, что таких детей в школу не надо принимать вовсе», — сетует правозащитница.

«НИ» попросили прокомментировать ситуацию с обучением детей мигрантов директора Центра образования № 109 , заслуженного учителя России, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга. Выход он видит в массовом создании Центров изучения русского языка. «Я знаю, что речь шла об открытии нескольких таких Центров, однако, в Москве столкнулись с нехваткой педагогических кадров. Думается, что в этом вопросе мог бы помочь Университет дружбы народов – там этой проблемой традиционно успешно занимались. Вообще, четкой нормативной базы по приему детей мигрантов в школы сегодня в России не существует. Мы зачисляем в наш Центр образования при наличии постоянной регистрации в Москве не менее года. По опыту могу сказать: когда мы берем детей мигрантов в детский сад при нашем образовательном комплексе, малыши быстро осваивают русский язык и находят общий язык со своими сверстниками-москвичами. А вообще, мы учим всех – и одарённых, и одурённых. Я исхожу из того, что нам надо как-то научиться жить вместе. На Луну мы отправить никого не можем».

Источник: https://knews.kg/