Домой Новости Трудовая миграция и семейные ценности

Трудовая миграция и семейные ценности

47

Трудовая миграция – это испытание для каждой семьи. Среди кыргызстанцев много семейных пар, которые выезжают на заработки вместе, оставив детей пожилым родителям. Кому-то удается заработать и купить дом, а кто-то даже ценой таких жертв не может поправить свое финансовое благополучие.

Три семьи – три истории

Сын и невестка Чыныбека байке вот уже семь лет в трудовой миграции.

“Мой старший сын со снохой работают в России, в Уренгое. Он водитель в автотранспортной компании, а сноха – продавщица в магазине. Их дети, дочка 13 лет и сын 3 года, живут у нас. Причина, по которой сын со снохой уехали на заработки, как сотни тысяч трудовых мигрантов из Кыргызстана, – это безработица. Почему? Потому что наше правительство все эти годы не обращало внимания на жизнь народа. Раньше были заводы, фабрики, у людей постоянная работа, теперь этого нет. Вот и уехали мои дети в Россию из-за безработицы”, – говорит Чыныбек Супатаев.

На фото: Чыныбек Супатаев

Канышай Содкинова с мужем впервые уехали в трудовую миграцию 12 лет назад, оставив девятимесячного сына маме. С тех пор они с мужем практически жили в трудовой миграции, возвращаясь домой, только чтобы родить очередного малыша.

“В то время, в 2009 году, мы еще должны были оформлять разрешение на работу. Это было трудно, стоило больших денег, была опасность нарваться на проверку полиции. Первый раз мы поехали в неизвестность, не было ни работы, ни знакомых. Поселились в квартире, где жили ещё человек 15 трудовых мигрантов. На двоих было одно спальное место, тошок. Жили тяжело, потому что в квартире постоянный шум – кто-то кричит, кто-то ночью приходит с работы, кто-то ругается. Искать работу тоже было сложно. Я буквально ломилась во все двери. Нашла работу уборщицы в ресторане. Случайно администратор заметил, что я неплохо говорю на русском, да и с внешностью у меня нет проблем. А в этом ресторане официантками работали девочки-монголки. По сравнению со мной у них русский язык был хуже. Администратор перевел меня работать официанткой, обучил всему. Потом я стала старшей официанткой, а потом администратором. Все эти годы я проработала в этом ресторане. Мне доверяли, потому что я работала стабильно. Когда я немного заработала, приехала домой, участок купила. Как раз подошел срок родов. Но надо же дом строить. Поэтому мы с мужем вернулись, а новорожденную дочку снова маме оставили. Нам повезло, муж устроился дворником в муниципальную службу. Для нас самым большим плюсом было то, что выдали комнату в общежитии. Потом мы снова приезжали, чтобы родить третьего ребенка. И в третий раз мы с мужем работали уже два года подряд. Я очень благодарна родителям, что помогли мне с детьми. Слава Богу, у меня сейчас есть дом, машина. Все это я заработала, находясь в трудовой миграции. Не знаю, смогла бы заработать здесь, потому что определенной работы в Кыргызстане нет”, – говорит 32-летняя Канышай. 

На фото: Канышай с четвертым ребенком.

Пандемия КОВИД-19 заставила Канышай и ее мужа вернуться домой. Здесь она родила четвертого ребенка, дочь.

А вот другая история. Майрам Таджибаева также с мужем три года была в трудовой миграции. Перед началом пандемии женщине удалось вернуться домой, а супруг остался во время карантина в чужом российском городе без работы, без средств к существованию.

«Муж и ещё несколько наших трудовых мигрантов остались на съемной квартире без работы. У моего мужа поднялась высокая температура, вызвали “скорую”, врачи приехали, сделали укол и уехали. Те, с кем жил мой муж, просили врачей забрать его, так как они боялись заразиться. Однако врачи отказались, сказали лечиться самим и пить парацетамол. Муж сам себя лечил. В последний раз, когда он звонил, мы разговаривали по видеозвонку. У него был сильный жар, я очень переживала за него, но ничего поделать не могла, меня туда не выпускали, его сюда не впускали», – рассказала Майрам.

На фото: Майрам Таджибаева.

Только осенью прошлого года супругу Майрам удалось вернуться в Кыргызстан. Но здесь он не может найти работу.

Бросают детей ради их же будущего…

Несмотря на сложности, обе женщины в любой момент готовы снова уехать в трудовую миграцию и снова оставить детей.

«Я бы с радостью уехала. У меня там работа, меня уже звали, но я не могу просто взять и оставить детей. Старшему 13 лет, дочкам 11 и 7. Младшей скоро два будет. Это мой первый ребенок, за которым я больше года сама смотрю и до сих пор кормлю грудью. Других я оставляла до года… Приходилось оставлять… В таком возрасте я их не видела. А сейчас мы с мужем радуемся, что видим, как наша младшая начинает разговаривать, ходить, сама куртку приносит, чтобы на улице погулять», – улыбается Канышай.

– А другие дети обижались, что вы их оставляли?

– Они говорят: “Пусть у нас чего-то и не будет, но вы не уезжайте”. Я им деньги даю, они их не тратят, чтобы мы не уехали, – признается женщина, смахивая слезы. – Скоро дети будут в университеты поступать. Надо им контракты оплачивать. Хоть мы с мужем только школу закончили, но хотим, чтобы наши дети образованные были, чтобы трудились на хороших работах. Не как мы. Чтобы путешествовали…

Майрам тоже готова оставить трех дочек и уехать на заработки.

– Если бы билеты были подешевле и если бы работа была, то я с удовольствием уехала бы поработать. Потому что хоть дети и маленькие, но для их будущего надо что-то делать сейчас.

– Кому вы оставляли детей?

– Бабушкам. Они очень хорошо смотрели. Моя мама и свекровь. Они очень помогли нам. Мы им деньги посылали, чтобы они покупали еду, платили за свет, за воду и на другие расходы.

– Что-то вам удалось заработать?

-Нет. Мы до сих пор живем в съемной квартире. Собственного дома нет. Если бы у нас была возможность, мы с мужем уехали бы. Пока дети в школе учатся. Скоро им в университет поступать. У меня три дочери. Потом их замуж надо отдавать. Для всего этого нужны деньги. Все равно нам надо ехать туда. Я бы очень хотела, чтобы снизили цену на билеты, чтобы мы ехали и зарабатывали. Там я зарабатывала 20 тысяч, работала уборщицей. Для меня это очень хорошая зарплата. А здесь меня на работу не берут, я нигде не работаю.

 

Несмотря на то, что благодаря трудовым мигрантам в Кыргызстане выживают многие семьи, по мнению Чыныбека Супатаева, в этом явлении больше минусов, чем плюсов.

«Однозначно ситуация идет в минус. Трудовая миграция – это, в первую очередь, чужая страна. Там у них свои законы, условия труда, даже климат другой. Это все влияет на здоровье и на психику наших детей. Самый большой минус в том, что женщины в возрасте от 18 до 30 лет, когда им как раз надо человечество приносить на белый свет, вынуждены работать. Они не могут родить. Поэтому население наше сокращается. Но есть и плюсы – наша молодежь учится там.  То есть наша молодежь, которая работает в России и за рубежом, – это наши инвесторы. После возвращения они открывают тут предприятия. Одним словом, наши мигранты приносят пользу нашему государству”, – говорит Чыныбек байке.

Советы трудовым мигрантам и властям

В каждом регионе Кыргызстана существуют организации, которые содействуют правовому образованию трудовых мигрантов. В Чуйской области Общественная организация «Интеграция сообществ» проводит предмиграционную подготовку.

По наблюдениям сотрудников организации, трудовые мигранты чаще всего обращаются с просьбой проверить себя в «черном списке».

Айымжан Иманалиева, специалист ОО «Интеграция сообществ”, говорит: «Желающих уехать на заработки в Россию очень много. Все едут из-за отсутствия работы. Многие едут неподготовленными. Наша организация приглашает их пройти обучение, но они пишут, что все знают. Хотя не каждый понимает, что мы для России – иностранные граждане, что уже 30 лет мы независимое, суверенное государство, где существуют свои законы, а Российская Федерация живет по своим законам. Там есть ряд законов, которые  предусматривают, что если иностранный гражданин совершил два или более административных правонарушений, то въезд в страну ему запрещен. Какие это могут быть нарушения? От распития спиртных напитков или курения в общественном месте до нарушения ПДД. Поэтому, прежде чем покупать дорогой билет, надо обязательно проверить себя в списке и выяснить, имеется ли запрет на въезд».

На фото: Айымжан Иманалиева.

У Канышай тоже есть свой совет трудовым мигрантам.

«Чтобы выжить в трудовой миграции, надо быть устойчивым. Многие мальчики и девочки заканчивают школу и едут туда, а как только заработали немного денег, без присмотра родителей тратят туда-сюда, просто на красивую жизнь, в кафе или покупают красивую одежду. Лучше копить деньги. Второй совет – с коллективом быть дружным. Это же все-таки заграница. Быть дружелюбным со всеми. И с начальством ладить», – делится опытом Канышай.

Недавно депутат Акылбек Жапаров озаботился тем, чтобы отправлять эшелонами  наших граждан в трудовую миграцию.

Чыныбек байке сильно возмущен этим обстоятельством: «Почему депутаты думают о том, чтобы отправлять наших граждан, почему они не думают о том, чтобы оставить наших трудовых мигрантов и обеспечить их работой, открывать у нас фабрики, предприятия, на которых наша молодежь могла работать? Наши депутаты и госчиновники занимаются только своими личными делами. Я хотел бы посоветовать им думать не только о себе, но и о каждом гражданине».

А Майрам обращается напрямую к президенту: «Уважаемый президент! Сделайте что-нибудь, чтобы наш народ жил хорошо, или пусть хотя бы авиабилеты в Россию сделают подешевле, чтобы мы ехали туда и зарабатывали. Хоть москвичи к нам и плохо относятся, нам все равно, лишь бы дали возможность денег заработать. Чтобы наши дети кушали и одевались хорошо, чтобы они образование получили».

Видео по теме Семейные ценности трудовой миграции

 

Подготовила Лейла Саралаева

Фото Абылая Саралаева

Источник: http://nlkg.kg/