50-летний Гарик Тевосян, житель села Мец Манташ Ширакской области, проработав строителем в России около 5 лет, понял, что в его собственной стране деньги ценятся больше.

«Здесь знаем, на чего тратим деньги, а в России тратишь и не понимаешь куда ушли деньги», – говорит он.

Гарик убежден, лучше мало зарабывать, но быть с семьей. «Это правда, я заработал там больше денег, чем здесь, но здесь цена денег высокая, потому что в России тратишь направо и налево», — говорит он. Манташ – одно из сел Ширака, основанное в 1828-29 годах, высота над уровнем моря 1960м. Село расположено на трассе Апаран-Артик, в долине реки Манташ. Находится в 29 км к юго-востоку от Гюмри. Расположен в долине реки Манташ. Здесь проживает 2550 человек. Население занимается животноводством, выращиванием зерновых и кормовых культур. В селе есть минеральный источник. Здесь находится средневековая церковь Святой Аствацацин, а также реликвии старой церкви. В поселке есть школа, детский сад, спортивная школа, больница. В селе нет противоградовой станции, а ближайшая станция находится в селе Меграшен.

«В нашу деревню приедет любая машина, — говорит Гарик, — дорога в нашу деревню — единственная хорошая вещь».

Раньше в поселке была швейная фабрика и фабрика по производству воздушных шаров, которые сейчас не работают, и возможности их повторного запуска нет. По словам жителей села, выгоднее построить новый, чем перезапускать старый. Также было отмечено, что в селе есть соответствующие специалисты, но нет рабочих мест. Селу не нужны специалисты, нужны рабочие места.

По словам жителей села, было бы перспективно построить и эксплуатировать на месте цех по переработке сельхозпродукции. Наряду с ростом урожая ячменя и моркови в селе снизился урожай картофеля, что связано с проблемами, связанными со реализацией картофеля в прошлом году.

Большая часть урожая потребляется на месте для самообеспечения. Есть серьезные проблемы со сбытом урожая. В беседе жители села отметили низкие цены на урожай, отсутствие государственной поддержки. Колебания закупочных цен на молоко также негативно сказываются на сельчанах.

Так как основным занятием жителей Манташа является скотоводство и выращивание картофеля, здесь очень важны сенокосы, а в селе не хватает техники, и для выполнения работ технику привозят из соседнего села.

Вернувшись с “хопана”(сезонная работа) в декабре прошлого года, он на заработанные деньги купил сельхозтехнику, хотя денег на жизнь не осталось. Говорит, жена была против, но что бы она ни делала, он не послушался и купил. Каждый год уезжать на заработки нелегко, лучше затянуть пояс на один год, пусть это значит жить в долгах, а знать, что в другие годы откладывал что-то, чтобы иметь работу в деревне. Он купил 4 разных техники китайского производства: плуг, газонокосилку, трактор и молотилку, на общую сумму 5 млн драмов, половину из которых дал его брат, а еще 20% взял взаймы. Он надеется, что через несколько лет получит обратно траченные деньги, говорит, что можно работать и жить в деревне, если не получиться, то снова поедет в Россию. На вопрос, поедет ли он работать в какую-нибудь другую страну, кроме России, отвечает, что нет, он знает там язык, люди не видят в нем иностранца, он может ладить с полицией, самое страшное – это курс рубля, будь он высоким, можно было бы работать летом, жить зимой, но так работать смысла нет.

По словам Тевосяна, есть внутренняя миграция и эмиграция: одни семьи уезжают из села и уезжают в Россию, но им там плохо живется, а другие переезжают другие города. Они покупают дом в городе, а потом уезжают на сезонную работу в Россию. Жизнь в любом случае непростая, но все равномного людей покидают село.

Хотя с поступлением сельхозтехники в Манташ будет решена еще одна проблема, тем не менее Манташ не является перспективным местом для молодежи. Население состоит в основном из взрослых. Молодежи очень мало, тоже закрытые двери.

Младший брат Гарика Тевосояна молод, у него есть один ребенок, и он говорит, что ему придется снова поехать в Россию на несколько лет, чтобы стать на ноги и думать о  втором ребенке.