Домой Истории мигрантов В отчаянии и без денег. Тяготы трудовых мигрантов из Центральной Азии

В отчаянии и без денег. Тяготы трудовых мигрантов из Центральной Азии

113
Трудовые мигранты из Узбекистана, застрявшие на российско-казахстанской границе.
Трудовые мигранты из Узбекистана, застрявшие на российско-казахстанской границе.

Сотни мигрантов из Центральной Азии застряли на российско-казахстанской границе — они пытались добраться домой после того, как их надежды заработать в России разбились из-за пандемии коронавируса. Это лишь часть тысяч людей, отчаянно нуждающихся в работе, которые не могут вернуться на родину, где тысячи других рабочих хотят выбраться из безнадежной ситуации и выехать на заработки в Россию.

Большая часть мигрантов прибыла на границу с Казахстаном в начале мая, полагая, что 11 мая страна откроет свои границы с окончанием режима чрезвычайного положения, введенного Нур-Султаном два месяца назад.

Казахстан — транзитная страна для узбекских, кыргызских и таджикских мигрантов, едущих в Россию на заработки и из России домой. Казахстан не собирается пока открывать границы.

«Граница Казахстана остается закрытой», — сообщил по телефону Узбекской редакции Азаттыка, Радио Озодлик, один из мигрантов, находящихся на пограничном пункте «Маштаково» в Самарской области России.

Застрявшие на российско-казахстанской границе трудовые мигранты из Центральной Азии.
Застрявшие на российско-казахстанской границе трудовые мигранты из Центральной Азии.

«Здесь собралось около 400–500 человек из Узбекистана», — сказал мигрант, представившийся Фаррухом.

На видеозаписях, отправленных Радио Свободная Европа / Радио Свобода, запечатлено много людей, в том числе женщин и детей, которые просят власти Таджикистана помочь с возвращением домой.

«Мы тратим последние деньги на покупку еды и воды, у нас ничего нет, — говорит женщина на видео. — Россия разрешает мигрантам уехать, но Казахстан закрыт».

Многие застрявшие на границе живут в сложных условиях.

Аналогичные сообщения поступают из других пунктов вдоль российско-казахстанской границы, в частности из Самарской и Оренбургской областей. Некоторые кыргызские мигранты рассказывают, что прибыли туда пешком.

В ряде российских районах местные власти предоставили палатки для мигрантов из Центральной Азии, в то время как в других районах люди спят в своих транспортных средствах.

Палаточный лагерь мигрантов в российском Бузулуке близ границы с Казахстаном.
Палаточный лагерь мигрантов в российском Бузулуке близ границы с Казахстаном.

 

«МЫ РАБОТАЕМ НАД ЭТИМ»

Министерство иностранных дел Узбекистана заявило 14 мая, что работает над урегулированием ситуации, дипломаты связываются с российскими и казахстанскими властями для изучения вариантов.

13 мая российское информационное агентство ТАСС процитировало узбекских дипломатов: «Мы знали о планах наших граждан вернуться домой через Казахстан, и мы предупреждали их не делать этого, но они не послушали».

МИД объявил, что узбекское правительство организует семь рейсов из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Казани, Новосибирска и Москвы в Ташкент с 14 по 24 мая, чтобы привезти своих граждан.

Посол Кыргызстана в России Аликбек Джекшенкулов говорит, что Бишкек надеется в ближайшее время вывезти около 400 своих граждан на родину на борту российского самолета. Российский самолет должен вылететь в Бишкек 17 мая для эвакуации россиян из Кыргызстана.

Посол сказал, домой хотят вернуться многие кыргызстанцы и посольство будет отдавать приоритет находящимся в уязвимом положении людям — беременным, женщинам с детьми и страдающим серьезными заболеваниями.

Министерство иностранных дел страны сообщает, что с марта правительство Кыргызстана помогло возвращению более девяти тысяч граждан из-за рубежа. Ожидается, что в мае вернется еще около тысячи граждан.

По словам властей, некоторые из возвращающихся заражены коронавирусом. 7 мая из России вернулся 541 гражданин Кыргызстана, анализы по меньшей мере 56 человек показали положительный результат на COVID-19.

Посольства стран Центральной Азии в России получают сотни просьб о помощи от своих граждан, оставшихся без денег, доходов или жилья.

Мигранты из Узбекистана и Кыргызстана живут в палатках на российско-казахстанской границе:

Мигранты из Узбекистана и Кыргызстана живут в палатках на российско-казахстанской границе
 

Россия принимает миллионы трудовых мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, где уровень безработицы остается чрезвычайно высоким с начала 1990-х годов.

В России, которая вышла на второе место в мире по количеству заразившихся коронавирусной инфекций, закрыты строительные площадки, фабрики и другие производства, предоставлявшие рабочие места, мигрантам из Центральной Азии.

На  видео, получившем распространение в социальных сетях, рассказывается об 11 таджикских мигрантах, в основном женщинах, которые живут в старом вагоне в лесу недалеко от подмосковного города Котельники.

Мигрантам пришлось переехать туда после того, как у них закончились деньги на аренду жилья. Работы у них нет. Они зависят от помощи, которую предоставляют друзья и незнакомцы.

Бывшая работница швейной фабрики из узбекского города Андижан Муяссар Рахимова говорит, что она приехала в Россию в феврале, потеряв работу в Узбекистане. 31-летняя Рахимова трудоустроилась в Москве, сняв квартиру со своей старшей сестрой и племянницей.

«Но потом начался карантин, и я снова осталась без работы», — говорит Рахимова. В начале мая у нее и ее родственниц выявили COVID-19.

Трое оставшихся в Андижане детей Рахимовой зависят от денежных переводов, которые она отправляла из Москвы. Дети живут с родственниками в квартире Рахимовой, купленной в ипотеку, которую она не может сейчас обслуживать.

НЕ ВСЕ СПЕШАТ ДОМОЙ

Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан за последние недели помог тысячам своих граждан вернуться из России как специальными рейсами, так и наземным транспортом через Казахстан.

Но не все спешат домой.

«Я приехал в Россию в феврале и с тех пор жил с несколькими друзьями в одной комнате, которую мы снимали за чертой Перми», — говорит Бахтовар, таджикский мигрант из Душанбе.

Бахтовар рассказывает, что мужчины перебиваются «случайными заработками», благодаря которым оплачивают аренду жилья и покупают продукты. Несмотря на трудности, Бахтовар не хочет возвращаться в Таджикистан.

«Мне повезло, что я приехал в Россию до закрытия границ, — продолжает он. — В России по крайней мере есть надежда, что я заработаю деньги для отправки домой, открываются рабочие места. В Таджикистане рабочих мест не было и до вспышки коронавируса. Моя семья будет голодать, если я вернусь домой».

В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Сотни жителей Центральной Азии пытаются покинуть Россию, еще тысячи надеются отправиться в противоположном направлении.

Житель Хатлонской области Таджкистана Шорахмат Алимов говорит, что он следит за новостями, чтобы узнать, когда откроются границы. Он хочет поехать в российский город Сургут, популярное среди трудовых мигрантов из Центральной Азии направление.

«Коронавирус сейчас повсюду, — говорит Алимов. — В Таджикистане мне грозит не только вирус, но и голод. Я хочу рискнуть и поехать в Россию в поисках работы».

Власти России и стран Центральной Азии пока не объявляли, когда собираются открыть свои границы.

Ежедневный прирост числа заразившихся коронавирусной инфекцией в России в последние несколько недель составляет в среднем около 10 тысяч. Четыре российских министра инфицированы, диагноз COVID-19 поставлен пресс-секретарю президента. Эти факты, как можно предположить, отодвигают открытие границ для иностранцев.

Источник: https://rus.azattyq.org