За первые 9 месяцев 2019 года 77 граждан Таджикистана подали ходататайства в миграционные службы Польшы о предоставлении им международной защиты, но только 18 из них смогли получить статус беженца в этой стране-члене Европейского Союза. 54 гражданам Таджикистана в предоставлении статуса беженца в Польше было отказано. В 2018 году 144 граждан Таджикистана просили у Польшы защиты от преследований на Родине. В 2017 году таких было 85, а в рекордном 2016 году аж 882 граждан Таджикистана просились в Польшу с просьбой о международной защите. Процесс поиска политического убежища в европейских странах для уроженцев Таджикистана набрал оборот в 2015 году, после запрета деятельности оппозиционных групп, таких как “Группа 24” и Исламская партия возрождения. По подсчетам, за последние годы от 8 до 10 тысяч таджикистанцев попросили убежище в странах – членах Европейского союза. Но начиная с 2017 года на фоне массовых отказов европейский стран от предоставления международной защиты гражданам Таджикистане этот процесс резко пошел на убыль.
Якуб Дудзяк, пресс-секретарь Управления по делам иностранцев в интервью «Польскому радио» сообщил, что за первые три квартала 2019 ходатайство о предоставлении международной защиты в Польше подало более 2,9 тысяч иностранцев, что на 5 процентов меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Из этого числа статус беженца или дополнительную защиту получили всего 217 человек. Почти 1300 иностранцам было отказано в предоставлении международной защиты в Польше, а рассмотрении еще почти 1500 дел было вовсе отменено.
Статус беженца или дополнительной защиты в Польше за три квартала этого года в Польше получили 67 граждан России, 37 граждан Турции, 18 граждан Украины и 18 граждан Таджикистана. За этот период отрицательные решения получили 718 граждан России, 257 граждан Украины и 54 граждане Таджикистана.
Якуб Дудзяк сообщил, что рассмотрение 1,5 тыс. дел (в основном от граждан России) было прекращено в основном из-за того, что соискатели статуса беженца не дожидаясь решения по своим делам, выезжали из Польши, чаще всего на западные страны Европы.
По информации Управления по вопросам иностранцев Польши, в первой “пятерке” иностранцев, претендующих на международную защиту, были: Россия – 1860 человек, Украина – 345 человек, Таджикистан – 77 человек, Турция – 75 человек и Афганистан – 52 человека.
В 2018 году 144 граждан Таджикистана подавали ходатайство о предоставлении международной защиты в Польше, – сообщает Управление по делам иностранцев этой европейской страны. Это было примерно на 70 % больше, чем 85 уроженцев Таджикистана, попросившие политическое убежище в Польше, но в 6 раз меньше, чем 882 таджиков, которые обращались за международной защитой в Польшу в 2016 году.
Международная защита предоставляется иностранцам в случаях, если в стране происхождения человеку грозит преследование или есть очевидный риск для жизни и здоровья.
Уроженцы Таджикистана начали массово обращаться за международной защитой в европейские страны после 2015 года, когда в стране были запрещены оппозиционные группы, такие как «Группа 24» и Исламская партия возрождения (ПИВТ), а также усилилось давление на инакомыслящих. Кульминация этого процесса поиска лучшей жизни для таджикистанцев наблюдалось в 2015-2016 годах, а потом пошла на убыль.
Большинство тех, кто просят страны – члены Евросоюза о международной защите, представляются членами или сторонниками “Группы 24” и ПИВТ. Некоторые в своих ходатайствах указывают, что подверглись преследования в Таджикистана по причине их религиозной приверженности к новомодным течениям, как Салафизм. Среди таджикистанцев, которые иммигрировали в Европу есть также много журналистов, литераторов и других слоев интеллигенции, а также тех, кто едут в Европу в поисках лучшей жизни, особенно после экономического кризиса в России и других пост-советских странах.
Одним аз основных направлений иммиграции таджикистанцев в Европу считался именно Польша, куда искатели убежища добирались через белорусский Брест или через территорию Украины.
По данным Евростат, в 2016 году только в Польшу подали ходатайство о предоставлении международной защиты 882 граждан Таджикистана. Но в 2017 году этот поток пошел резко на убыль и только 85 таджикистанцев подали на убежище в этой европейской стране.
144 таджикистанцев, которые подали ходатайство на международную защиту в этой стране-члене Евросоюза в 2018 году, примерно на 70% больше, чем в 2017 году, но в 6 раз меньше, чем в 2016 году – точки кульминиции иммиграции таджикистанцев в Европу.
Правозащитники говорят, одной из причин уменьшения количества искателей убежища является тот факт, что польские власти отклоняют большую част поданных ходатайств. К тому же, в 2018 году несколько беженцев, в том числе братья Махмади и Хабибулло Тешаев были задержаны польскими властями. Хабибулло Тешаев только решением европейского суда по правам человека смог избежать депортации и даже возможной экстрадиции.
А в сентябре 2019 года власти Польшы и вовсе выдали Таджикистану Мустафо Хаётова, одного из членов “Группы 24” (НА ФОТО). Это был первым случаем депортации таджикских соискателей международной защиты из Европы в Таджикистан.
Другой причиной является то, что льготы, предоставляемые Польшей беженцам, не очень привлекательны и многие беженцы используют территорию этой страны как транзит для дальнейшего переезда в другие европейские страны, особенно в Германию, Австрию, Франция, Швецию и Норвегию, где иммигрантам предоставляют гораздо более высокие льготы и подъемные для начала новой жизни.
Но и здесь беженцам грозит Дублинская конвенция, согласно которой, европейские страны могут депортировать беженцев в первую страну, где они вступили на территорию ЕС.
Сейчас, когда привлекательность Польшы для таджикистанцев – искателей убежища в Европе пошла на убыль, все большее число уроженцев Таджикистана перебираются в прибалтийские страны – Латвию, Литву и Эстонию. Иммигранты – таджики говорят, что хотя льготы для беженцев в этих странах немногим отличаются от Польшы, в Прибалтике ходатайства о предоставлении международной защиты рассматриваются намного легче и здесь у них гораздо дольше шансов получить убежище.