Похоже, «оттепель» в миграционной политике России приносит очевидные плоды – в настоящее время в стране уже проживают 12 млн иностранных граждан, и это 8% населения России. То есть каждый двенадцатый – мигрант, отмечается в материале телеканала Царьград.
– сообщила завлабораторией количественных методов исследования регионального развития РЭУ им. Плеханова Елена Егорова (цитата по РИА Новости).
Причиной такого резкого роста, по ее словам, мог стать переход в начале года на новые формы статистической отчётности, что позволило МВД передавать, а Росстату – обрабатывать более полную информацию.
«Подавляющее число мигрантов – жители стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Украины, Армении, – добавила Егорова. – Среди стран дальнего зарубежья к нам охотнее всего едут из Китая, Сербии, Сирии. В России для прибывающих остаются привлекательными такие сферы деятельности, как строительство, сфера обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство, ремонт. Но в противовес этому снижается число квот и разрешений на работу в России, которые в большей мере получали иностранные граждане из Европы и развитых стран мира, имеющие более высокую квалификацию, из-за санкций и запретов».
Зачем они вообще нужны
Итак, что мы имеем. Европейцы ехать к нам не хотят или не могут. И те прорехи, которые оказываются в различных секторах отечественной экономики, приходится латать с помощью работяг куда более низкого уровня квалификации, приезжающих из Средней Азии, с Украины, где вследствие внутренней политики последних лет остались без дела тысячи людей, из кавказских республик.
Не хочу никого разочаровывать, но я предпочитаю брать на свои стройки в основном ребят из Средней Азии. Одно время попытался составлять бригады из местных, но опыт оказался плохой: до первой получки работали как нормальные люди, старались, а как заплатили – бах! – половина в запой ушла. Разогнали мы оболтусов, решили пригласить «квалифицированных специалистов», так я чуть с ума не сошёл, когда мне принесли смету: меньше чем за полтинник (50 тысяч рублей) никто не хочет идти!
– рассказал Царьграду руководитель одной из крупных строительных компаний, которая работает на объектах в основном на юге России и в ряде центральных регионов.
А с гастарбайтерами, утверждает он, получается гораздо проще: сделал заявку в миграционную службу, связался с центром занятости – и всё.
«Все чин-чином, без нарушений, – говорит наш собеседник. – И платишь им в полтора раза меньше, и живут они под боком, в вагончиках, и не жалуются ни на что, и качественно всё делают. Поставил над ними бригадира русского, который точно знает и понимает, что и как нужно выполнять, и процесс идёт. Что они там лопочут по-своему, что обсуждают – меня не касается. Главное требование нашей компании: не нарушать российские законы. Переступил через правило – вёс, пока, езжай домой. Единственное – проверки эти, полицейские донимают, но тут уж ничего не поделаешь».
Нелегалы-нелегалы, взятки влево, взятки вправо
Официальная статистика, которую предоставили Царьграду в МВД России, к слову, утверждает, что мигрантов у нас ещё больше – с января по август включительно на учёт было поставлено без малого 13 млн иностранцев – на миллион больше, чем было за тот же период 2018-го.
Причём, что примечательно, патенты на работу в этом году приобрели почти 1,3 млн приезжих, гражданство РФ получила 221 тысяча человек, 156 тысяч оформили разрешения на временное проживание, 122 тысячи – вид на жительство. А дозволение на работу получили 82,4 тысячи мигрантов, из которых лишь 35 тысяч являются высоко- и просто квалифицированными специалистами. Остальные – обычная рабочая сила, или, пардон, легальные гастарбайтеры.
Рынки, ларьки, те же стройки, а ещё – огромный сегмент – такси и автобусные перевозки.
Но! Вот эта легальная доля приехавших в Россию на самом-то деле только видимая соответствующими органами часть мигрантов. Есть ведь ещё и теневая, не менее внушительная составляющая.
Как говорила ранее, выступая перед депутатами Госдумы омбудсмен Татьяна Москалькова, «трудовая миграция создаёт серьёзные проблемы», объясняя это ещё и тем, что в России находятся, по разным экспертным оценкам, до 8-10 млн нелегальных гастарбайтеров.
Иначе говоря – примерно столько же, сколько и легальных! Как они к нам попадают? Ответ очевиден: коррупция, взятки, покрывательство – с этим невозможно спорить.
Да вот, пожалуйста, скромная, если судить по цифрам в сравнении с данными Москальковой, но весьма убедительная официальная информация МВД: за прошлый год полиция только в Москве провела 15 тысяч рейдов по гостиницам, общежитиям, рынкам, стройкам и так далее, выявляя нелегалов.
К административной ответственности привлекли свыше ста тысяч иностранцев-нарушителей, суды вынесли 9 тысяч решений о выдворении таковых за пределы России, еще 33 тысячам въезд на территорию нашей страны теперь вообще заказан.
Дешёвая рабочая сила или источник опасности №1?
«В качестве причин можно назвать две: Россия – огромная экономика, которая всегда требует тех или иных трудовых ресурсов, вторая – жители крупных городов, особенно миллионников, неохотно идут на чёрные работы, – объясняет политолог Александр Джадов, соавтор большого исследования по теме «Адаптация трудовых мигрантов в современной России». – Хотя опять же здесь приходится говорить ещё и о том, что такие работы плохо оплачиваются. Но, так или иначе, коренное население за них не берётся. Совершенно другое – это вопрос интеграции, а даже не ассимиляции, трудовых мигрантов в российское законодательство, культурное и правовое поле. Вот это – серьёзная проблема, потому что, как и во многих странах мира, трудовые мигранты создают свои анклавы и сложно встраиваются в нашу жизнь. И эта проблема не решена».
За прошлый год мигрантами было совершено порядка 38,5 тысячи преступлений, и в основном – гражданами, прибывшими из стран СНГ.
В 2019-м ничего особо не поменялось, хоть Генпрокуратура РФ в целом фиксирует снижение на 11%: на совести иностранцев уже свыше 24 тысяч криминальных деяний.
Кстати, в спецслужбах также отмечают негативные процессы, связанные именно с трудовыми мигрантами из бывших республик СССР: основу действующих на территории России групп террористов составляют именно они, отмечал ранее директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников.
По его словам, как раз в мигрантской среде, о которой говорит и политолог Джадов, действуют вербовщики, набирающие исполнителей в том числе и терактов. И есть ведь трагические примеры: взрыв в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017-го, когда погибли 16 человек и пострадали ещё более сотни, устроил уроженец Киргизии, но узбек по национальности Акбаржон Джалилов, ставший незадолго до этого гражданином России. И помогали ему также выходцы из Средней Азии.
Главари террористических группировок, действующих на Ближнем Востоке в составе ИГ (организация запрещена на территории России), вынашивают намерения осуществить террористические атаки в различных регионах мира, в том числе в России,
– подчёркивал Бортников.
Поэтому он призвал принять адекватные меры – как по повышению ответственности должностных лиц, в чьём ведении находятся вопросы контроля миграционного законодательства, так и представителей бизнеса, привлекающих гастарбайтеров.
Что будет дальше
Судя по всему, нас ждет новая волна миграции: как сообщал ранее Царьград, этому будет способствовать упрощение миграционной политики государства – в исправлении демографической ситуации в стране ставка в ближайшие годы будет сделана именно на приток иностранцев.
При распространении этого материала ссылка обязательна: migrantnews