Домой Истории мигрантов Притвориться больным и перебежать через границу. Как трудовые мигранты пытаются нелегально въехать...

Притвориться больным и перебежать через границу. Как трудовые мигранты пытаются нелегально въехать в Россию во время пандемии

163

В апреле-июне 2020 года тысячи трудовых мигрантов лишились заработка и уехали из России. Но паника утихла, пандемия продолжается, а на родине не прибавилось работы (и не выросли зарплаты). Теперь мигранты ищут любые возможности вернуться в Россию: покупают поддельные медицинские справки, притворяются водителями транзитных фур и даже переходят через границу в лесу – рискуя не только не найти работу, но и получить многолетний запрет на въезд

“Россия – моя среда обитания”

26-летний Данияр лишился работы в марте прошлого года. Он был официантом в Москве. С каждым новым днем в кафе становилось все меньше клиентов, пока власти не ввели локдаун. Два месяца молодой человек сидел дома и проедал сбережения – деньги, которые он собирался отправить домой. В сентябре Данияр улетел в Узбекистан, в родной городок в Андижанской области.

“Я чуть-чуть отдохнул и начал искать работу. Пошел пятый месяц, а я до сих пор ничего не нашел – ни у себя в городке, ни в центре. Максимум, который мне предлагают, – это $130-150, а ведь в России я получал в восемь-десять раз больше”, – рассказывает Данияр.

Он полагает, что зарплаты в Узбекистане сейчас снижаются из-за переизбытка предложения на рынке труда: “До сих пор кто-то возвращается, а уехать обратно никто не может. И эту конкуренцию за рабочие места мы уже ощущаем, особенно на стройках, – говорит Данияр. – Также в этом году обострились проблемы с веерным отключением электричества и снабжением газом. Да, на родине я не трачу деньги на аренду жилья. Но какой смысл иметь свой дом, когда в нем нет газа, а электричество отключают несколько раз в сутки на три-четыре часа?”

“Россия для меня не только место работы – это моя среда обитания, там все мои друзья. Я там жил и работал с 18 лет”, – рассказывает молодой человек. Но пока не рискует, в отличие от его соотечественников, пытаться попасть в Россию не самыми легальными путями. А о них в Узбекистане знают все.

“Полететь в Москву не проблема, проблема пройти паспортный контроль. До Нового года у нас активно продавали “возможность” попасть в Россию за $1000-1200. Продавали по системе “все включено”: в эту сумму входил билет (который в доковидное время стоил $150-200), справка о болезни, гарантия (конечно же, устная), что на границе будет все хорошо, и услуги людей, которые все это оформляли. И далеко не все смогли пересечь границу”, – рассказывает Данияр.

Фальшивые справки и ненастоящие водители

Если в апреле-мае 2020 года тысячи мигрантов хотели покинуть Россию, то уже через полгода они хотят вернуться. Но в связи с пандемией коронавируса границы закрыты с марта 2020 года, поэтому сейчас попасть в Россию могут люди, у которых есть близкие родственники – граждане России; иностранцы с видом на жительство (въехать в страну им можно однократно); а также те, кто едет на лечение, – при наличии медицинской справки.

Трудовые мигранты из Кыргызстана, покидающие Москву в мае 2020 года. Фото: Reuters
Трудовые мигранты из Кыргызстана, покидающие Москву в мае 2020 года. Фото: Reuters

Еще одно основание – приехать в качестве высококвалифицированного специалиста (ВКС). Эта категория иностранцев работает не по патенту, а по разрешению на работу.

Исполнительный директор организации “Тонг Джахони”, защищающей права мигрантов, Валентина Чупик рассказывает: медицинская справка, о которой идет речь в правилах, должна быть определенной формы, и там должно быть прописано, что человек нуждается в стационарном лечении в России. С такой справкой человек должен лежать в больнице, и поставить на миграционный учет его тоже могут только там. Срок действия документа – 45 дней, после получения лечения человек должен немедленно покинуть Россию.

Когда стали известны основания для въезда, появились и фирмы, которые делают такие справки.

“Сейчас мигранты стараются попасть в Россию любыми способами. Юристы нашего центра отмечают: если раньше вопрос номер один был как обжаловать запрет на въезд, то сейчас – как уехать в Россию. Этот же вопрос чаще всего встречается в мигрантских группах в соцсетях”, – говорит эксперт по вопросам трудовой миграции, член Центра по правам человека в Душанбе Нодира Абдуллаева.

Она рассказывает, что кроме фальшивых медсправок становится популярным и другой способ добраться в Россию: в роли второго (сменного) водителя одной из тех фур, которые возят товар в Россию или едут через нее транзитом. (Водители грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения также указаны в списках тех, кому можно попасть в страну.) Для этого у человека должны быть права соответствующей категории и $1000-1200, которые он готов отдать “за услугу”. По словам Абдуллаевой, схема распространена на севере Таджикистана: оттуда люди через Казахстан едут в Россию, где “сменный водитель” остается.

Два года за Беларусь

Правозащитница Валентина Чупик рассказывает, что прибытие мигрантов на таких фурах юристы зафиксировали еще в июле прошлого года. В середине сентября началось массовое “нашествие” въезжающих через Беларусь, которая не прекращала регулярное авиасообщение с другими странами. Но это нарушение: попасть в Россию иностранец может только напрямую из той страны, гражданином которой он является или которая выдала ему ВНЖ. Приезжая из Беларуси, мигрант с паспортом другой страны рискует стать обвиняемым по уголовному делу по статье 322 УК РФ – “Незаконное пересечение границы Российской Федерации”. За ее нарушение грозит либо штраф (до 300 тысяч рублей), либо до четырех лет принудительных работ, или даже лишение свободы – тоже до четырех лет.

В “Тонг Джахони” обращались десятки людей, которые таким образом незаконно пересекли границу – и в результате попали в российские СИЗО. “Например, осенью мне позвонили несколько десятков кыргызов, которые автобусом приехали из российского-белорусского КПП “Три сестры” к станции “Домодедово”, где их задержал ОМОН”, – говорит Чупик.

Задержанные в Москве мигранты из Таджикистана, ноябрь 2020 года
Задержанные в Москве мигранты из Таджикистана, ноябрь 2020 года

Правозащитница рассказывает о трех схемах, которые используются для пересечения границы с Беларусью. “Самая старая, которая была распространена до середины ноября, – через белорусский погранпост “Три сестры” люди машинами ехали до Москвы. Пограничникам платили по две тысячи рублей, таксистам – по 15-20 тысяч. Когда эта схема вскрылась, это уже было ближе к зиме, мигрантов стали возить из Беларуси в Украину, откуда они въезжали в Курскую область. Это стоило 20 тысяч рублей. Третья схема самая страшная. Людей встречали в аэропорту Минска, собирали в ангарах и потом провожали до леса в Смоленской области, где были установлены пограничные столбы. И люди уже самостоятельно, пешком, пересекали российско-белорусскую границу. Стоило это 15-17 тысяч рублей. Идти там довольно долго, а среди тех, кто использовал такой путь, были женщины. Кстати, когда российские сотрудники ГАИ проведали, что там из леса выходят мигранты, они стали там дежурить и брать взятки по 5 тысяч рублей с каждого”, – рассказала Валентина Чупик.

Таджикистанский правозащитник Каримджон Ёров подтверждает, что “хорошо налажен коридор [нелегальной миграции] через Беларусь”: “Люди летят рейсом Душанбе – Минск, там их встречают таксисты, которые берут 10-15 тысяч за пересечение границы. Схемы давно налажены, всех кого надо переведут. Самое плохое, что за это мигрантам грозит серьезное наказание. Хотя я знаю случаи, что людям с минскими миграционными картами в России оформляли патенты. Нами зафиксированы и случаи продажи фальшивых миграционных карт”, – рассказал правозащитник.

Он добавляет, что пешком мигранты пытаются перейти не только границу с Беларусью: ему известен случай, когда мужчина из Таджикистана добрался до казахско-российской границы, и его провели через нее за 15 тысяч рублей.

“Зимой мы поняли, что незаконно пересекающих границу мигрантов становится все больше, и в декабре провели прямой эфир на эту тему, – рассказывает Валентина Чупик. – После этого на нас обрушился вал звонков с вопросом, что теперь делать. Также мне звонили из Смоленского и Оренбургского СИЗО те, кого уже поймали. По словам нарушителей границы, им грозит по два года лишения свободы”.

Юрист рассказала, что в конце декабря в России проводилось совещание следственных и пограничных органов по вопросам незаконного въезда в страну, и там прозвучали интересные данные статистики. Согласно им, с 15 марта по 15 декабря 2020 года за нарушение пограничного режима в России задержали 3 876 человек, и все они из Центральной Азии. В отношении 339 человек возбуждены уголовные дела.

Седьмого декабря Совет министров Беларуси принял постановление, которым с 21 декабря 2020 года ввел временный запрет на выезд из страны через наземные пункты пропуска.

“К сожалению, наши мигранты – оптимисты”

Правозащитник Каримджон Ёров отмечает, что в отличие от граждан Узбекистана, таджикистанцы так хорошо наладили контакты с медицинскими учреждениями России, что многие мигранты получают там “настоящие” медицинские справки: то есть с подлинными печатями и подписями.

“В Таджикистане есть люди, которые поставили это на поток, они договариваются с различными больницами и поликлиниками, и те отправляют приглашение на лечение. Причем если тебя не пустят в Россию, то тебе вернут деньги. Стоит такая услуга 90 тысяч рублей: туда входит билет, приглашение, услуги посредников. Российской больнице из них уходит 5-10 тысяч. Для сравнения, отдельно билет стоит 35-40 тысяч (до пандемии он вне сезона стоил 10 тысяч, а в сезон цена поднималась до 30 тысяч). Но можно и в интернете отдельно купить “справку” – конечно, без гарантии, за 25 тысяч рублей”, – описывает ситуацию Ёров.

Бытовки рабочих на стройке в подмосковном Красногорске, май 2020 года. Фото: Reuters
Бытовки рабочих на стройке в подмосковном Красногорске, май 2020 года. Фото: Reuters

Юрист Валентина Чупик подтверждает: до последних чисел декабря люди массово прилетали в Россию якобы на лечение. “Последней каплей для российских пограничников стал случай, когда 29 декабря в Шереметьево прилетели 100 граждан Узбекистана, в том числе женщины, с одинаковыми справками, что все они нуждаются в лечении… простатита. В ночь на 4 января они улетели обратно. 31 декабря с фальшивыми медсправками также прилетел самолет мигрантов из Душанбе, но таджикистанцы отказались улетать обратно и устроили бунт, надеялись, что Россия их все-таки впустит. Каникулы они провели в аэропорту, потому что следующий самолет за ними прилетел лишь 14 января”.

По данным “Тонг Джахони”, узбекистанцы купили свои справки за 20-23 тысячи рублей и еще по 38-40 тысяч отдали за билеты. Купить медсправку в Таджикистане стоит 18-25 тысяч, еще 45 тысяч – билет. На родину мигранты возвращались за свой счет, перед посадкой подписывая договор о возмещении расходов на авиабилет по прилете.

“Фальшивые справки делают по той же схеме, что и регистрацию. Людям делают приглашение от официально зарегистрированных фирм, торгующих справками вместо медицинских услуг, – рассказывает Чупик. – А ведь чтобы уехать в Россию, люди собирают деньги по всем родственникам и знакомым, продают машины. На родине перспектив нет, зарплата максимум 150-200 евро. Когда люди видят, что в России можно спокойно заработать 800-1000 евро, то не думают, чем это чревато. К сожалению, наши мигранты – оптимисты”.

“Инцидент 29 декабря стал хорошим уроком, узбеки практически перестали летать в Россию таким образом, а вот таджики еще пытаются, – продолжает правозащитница. – Думаю, что с узбеками провели разъяснительную работу, все-таки это был довольно позорный для страны случай”.

“Люди услышали про повышение зарплат и уверены, что они тут два месяца поработают и вернут долг, – продолжает тему Каримджон Ёров. – Но сейчас это неоправданный риск. Кому-то регистрацию и патент делают, а кому-то нет, и они попадаются полиции. Плюс люди влезают в огромные долги. Я пытаюсь объяснить мигрантам, что на 90 тысяч можно полгода жить в Таджикистане, где как минимум не надо платить за аренду жилья. Зачем ехать в Россию и рисковать, если через полгода уже можно будет приехать легально?”

Трудовые мигранты в очереди на продление разрешения на проживание в России возле миграционного центра в Санкт-Петербурге. Апрель 2020 года. Фото: EPA
Трудовые мигранты в очереди на продление разрешения на проживание в России возле миграционного центра в Санкт-Петербурге. Апрель 2020 года. Фото: EPA

Неоправданный риск

Нодира Абдуллаева рассказывает, что юристы их правозащитного центра предупреждают о последствиях попадания в Россию с помощью транзитных фур и фальшивых медсправок. Но это людей не останавливает. “Точного процента людей, которые уехали, у нас нет, но проблема стоит так остро, что наши коллеги – работающие с мигрантами в России НПО – просят нас отговаривать мигрантов ехать сейчас в Россию. Наш центр уже обратился в Минтруда Таджикистана с просьбой заняться этим вопросом, мы получили поддержку, и наши юристы готовят памятку на таджикском языке, где будут прописаны все риски для мигрантов. Ее мы будем распространять в регионах”.

Мигранты надеются, что легализоваться в России им поможет принятый весной 2020 года приказ МВД. Он немного смягчил миграционные правила: в частности, разрешил выдавать патент независимо от цели въезда. Действие приказа неоднократно продлевали, теперь он действует до июня 2021 года. То есть если человек действительно приехал лечиться, а потом остался в России работать, это возможно. И этим пользуются недобросовестные мигранты, которые знают, что изначально едут не на лечение, но потом остаются работать. Массовость подобных нарушений может привести к печальным последствиям – в том числе выдворению из России, опасаются юристы.

Валентина Чупик подчеркивает, что с 17 декабря 2020-го пойманных на нарушениях мигрантов МВД России снова разрешено депортировать (но не через спецприемники), а проводить миграционные проверки можно с 15 июня 2020-го (после начала пандемии их ненадолго отменяли). Правозащитникам уже поступают сообщения, что полиция при проверках аннулирует патенты, назначает штрафы и выдворение путем самостоятельного выезда из России за несоответствие целям въезда.

“Мигранты не всегда понимают, что такое выдворение путем самостоятельного выезда, – сокрушается Чупик. – Они считают, что если их не депортировали через ЦВСИГ (Центр временного содержания иностранных граждан – НВ), значит, они могут легально находиться в России. Мне звонили обиженные люди, которые не понимали, почему их патент аннулирован. Как итог всего этого сейчас активно пополняются списки лиц, которым будет закрыт въезд в Россию на долгие годы”.

 

Источник: https://www.currenttime.tv/