7-летний Мухаммад три года стоял в очереди на зачисление в детский сад, но дошкольного образования так и не получил — и начал учиться в школе. Юристы “Гражданского содействия” все это время добивались справедливости в судах и, наконец, пробили стену безразличия: Верховный суд 10 декабря признал, что было нарушено право ребенка на образование и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Конституция России гарантирует право каждого ребенка на получение дошкольного образования вне зависимости от его миграционного статуса, но на практике десятки тысяч детей с регистрацией по месту пребывания годами стоят в очереди на зачисление в детский сад. Система очередности была введена московскими властями в 2013 году, когда были приняты Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет. Эти правила установили приоритет записи в детские сады Москвы в зависимости от типа регистрации, по сути разделив детей на две категории: тех, кто достоин получить образование, так как у их родителей есть жилье в собственности, и всех остальных, вынужденных стоять в многолетней очереди. При этом документ не дает никаких ограничительных сроков для нахождения в очереди, фактически лишая детей без постоянной регистрации в Москве права на дошкольное образование.
Один из таких детей — Мухаммад из семьи афганских беженцев, которые уже много лет живут в России. У родителей мальчика есть официальный статус временного убежища и регистрация по месту пребывания в Москве. Мухаммад родился уже в Москве. Когда мальчику исполнилось три года, отец попытался зачислить его в детский сад, закрепленный за адресом постановки на миграционный учет. Но с 2016 года очередь ни в одном из трех образовательных учреждений, куда он подал заявление, не продвинулась, застыв в третьей сотне. Обращение в Департамент образования Москвы результатов не дало. Чиновники рассмотрели заявление, но никакого решения по существу не дали, отказались выполнять свои прямые обязанности — содействовать в зачислении ребенка в садик. Ребенок все эти годы был вынужден сидеть дома без возможности обучение и общения со сверстниками.
Юрист сети “Миграция и право” Мария Красова, сотрудничающая с Комитетом “Гражданское содействие”, несколько лет добивалась справедливости в российских судах, не сдавалась и дошла до кассационной инстанции Верховного суда, который признал, что право ребенка на дошкольное образование было нарушено.
“Верховный суд встал на сторону детей, подтвердив, что организация достаточного количества мест в садиках — обязанность территориальных органов исполнительной власти, в частности, Департамента образования города Москвы. Ребенок наших заявителей почти 3 года ждал места в детском саду, и, так и не дождавшись, был зачислен в школу. Комитет «Гражданское содействие» настаивают на том, что отсутствие срока предоставления места в детском саду — нарушение права ребенка на получение дошкольного образования. Для детей наших заявителей социализация, общение на русском языке — залог будущей успешной учебы в школе и интеграции в российское общество”, — прокомментировала решение Верховного суда Мария Красова.
Верховный суд по сути согласился со своим же определением от 13 августа 2014 года о том, что непредоставление ребенку места в детском саду незаконно: “закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня” (определение ВС РФ по делу № 35-КГ14-2 от 13.08.2014).
По словам Марии Красовой, решение Верховного суда по кассационной жалобе отца Мухаммада дает шанс выиграть спор в суде первой инстанции и получить компенсацию.
Источник: refugee.ru