Индекс МКП показал, что права работников нарушаются все чаще

Международная конфедерация профсоюзов (МКП) опубликовала ежегодный Глобальный индекс по правам человека. Исследование показало, что от притеснений со стороны работодателя страдают все больше работников в разных странах мира. Власти попирают право трудящихся на свободу слова, собраний и забастовки. Активистов за проведение митингов сажают в тюрьму.
Худшими регионами в Глобальном индексе МКП по правам человека названы Ближний Восток и Северная Африка. В десятку стран с самыми тяжелыми условиями труда вошли Алжир, Бангладеш, Бразилия, Колумбия, Гватемала, Филиппины, Саудовская Аравия, Турция, Зимбабве и Казахстан.
“А”-СПРАВКА
МКП собирает информацию по нарушениям прав трудящихся во всем мире и исследует конфликтные регионы на протяжении 30 лет. Ежегодно конфедерация объединяет полученные данные в единый индекс, который позволяет увидеть полную картину того, как улучшались или ухудшались условия труда работников в течение 12 месяцев. Предыдущее исследование было проведено в 2018 году. С его результатами можно ознакомиться в материале “Как нарушают права работников” (“Солидарность” № 27, 2018).
ПЕРЕГОВОРЫ ПОД ЗАПРЕТОМ
Почти треть государств ограничивает право работников на свободу слова и собраний. В 2019 году случаи притеснения профсоюзов были зафиксированы в 107 странах. По данным МКП, самыми неблагоприятными для профсоюзов являются Алжир и Египет, в которых власти любыми средствами пытаются подавить движение трудящихся. В 2018 году в Египте была распущена тысяча независимых профсоюзов из-за принятия нового закона о профессиональных объединениях. Из них лишь 122 организации смогли восстановить свою деятельность. В Алжире ситуация повторилась. Министерство труда выпустило документ с критериями, под которые должны подходить профорганизации. Из 65 объединений только 17 соответствовали новым требованиям и продолжили работу.
Во многих латиноамериканских странах власти не регистрируют профсоюзы под предлогами, которые выглядят надуманными. Правительство Панамы уже несколько лет отказывается признавать восемь профсоюзов госслужащих, игнорируя конвенцию Международной организации труда о свободе объединений. А в Аргентине 14 профсоюзов пытаются получить признание с 2007 года.
Еще один способ бороться с движением активистов – проводить массовые увольнения. Ежегодно на южноамериканском континенте под сокращение подпадают тысячи трудящихся – членов профорганизаций. Особенно рьяно с профсоюзниками “воюют” в Аргентине, Эквадоре, Парагвае и Перу. В Республике Тринидад и Тобаго (островное государство в южной части Карибского моря) государственная телекоммуникационная компания TSTT безосновательно уволила больше 500 работников – членов профсоюза CWU (Communication workers union). В Китае компания Jasic Technology на протяжении года увольняла сотрудников, чтобы предотвратить создание профсоюза. Более 40 ее работников были обвинены в попытке “собрать толпу для нарушения общественного порядка” и заключены под стражу.
МКП отмечает, что профсоюзам не всегда удается предотвратить массовые увольнения, а процесс восстановления работников часто затягивается на несколько лет. Так, 327 сотрудников парагвайской компании Prosegur, уволенных в 2012 году за создание профорганизации, до сих пор ждут реабилитации.
В Европе порядка 40% стран запрещают работникам объединяться в профсоюзы. В Нидерландах, Эстонии и Испании работодатели нередко отказываются вести коллективные переговоры, игнорируя требования представителей работников. Норвежская компания Norse Production – один из крупнейших производителей рыбной продукции – сократила весь штат после того, как заключила с сотрудниками новый коллективный договор. Увольнение прошло по хитрой схеме. Подписав соглашение, компания объявила себя банкротом, вследствие чего производство должны были ликвидировать в ближайшее время. Работникам выдали уведомления о сокращении и отправили людей “по домам”. Через некоторое время на том же месте, но с другим названием возникла новая компания. Состав руководства не поменялся, но никого из бывших сотрудников на работу не приняли.
НЕТ ЗАБАСТОВКАМ
В 85% стран не соблюдается право работников на проведение коллективных действий. В 2019 году число государств, запрещающих протестные акции, выросло с 123 до 145. Участников протеста зачастую увольняют, многие активисты подвергаются уголовному преследованию. Самыми неблагоприятными регионами МКП признала обе Америки, Северную Африку и Ближний Восток.
По данным конфедерации, положение трудящихся в странах Северной и Южной Америки ухудшилось за последний год. В 19 из 25 стран этого региона правительство препятствует деятельности профсоюзов и преследует их членов. В Канаде более 50 тыс. работников почты были оштрафованы за проведение коллективных действий. Почтовики объявили недельную забастовку, но были вынуждены выйти на работу после двух дней протеста в связи с тем, что правительство приняло закон о штрафных санкциях за отказ сотрудников возобновить деятельность. Члены профорганизаций почтовиков, попытавшиеся отстоять права работников, были арестованы.
С особой жестокостью власти подавляют протесты в Чаде, Бангладеш, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Мьянме и Таиланде. С 2018 года в Чаде был введен запрет на все виды коллективных действий. Министр общественной безопасности страны пригрозил приостановить деятельность всех политических партий и независимых объединений, если они “попытаются бросить вызов властям”. В Хошимине (Вьетнам) правоохранительные органы разогнали демонстрацию 50 тыс. работников обувной фабрики Pouchen при помощи слезоточивого газа и водометов. 500 бастующих были взяты под стражу, многих избила полиция.
От притеснений со стороны властей страдают многие европейские страны, в частности Бельгия и Турция. Лидер Антверпенского филиала FGTB был обвинен в несанкционированном блокировании дорог и арестован. Суд над ним состоялся в мае 2019 года, профлидеру удалось избежать наказания. В мае 2018 года полиция жестко разогнала митинг турецких строителей, требовавших повышения зарплат и обеспечения безопасности на рабочем месте. Более 400 работников попали под стражу.
Глобальный тренд – увеличение количества нарушений прав работников.
По вертикали: процент стран, где нарушаются права работников; по горизонтали: годы и количество стран.
ПОСЛЕ ПРОТЕСТА – В ТЮРЬМУ
Число стран, в которых власти преследуют профактивистов, увеличилось с 59 в 2018 году до 64 в 2019 году. В 44% стран активистов задерживают по ложным обвинениям. Массовые аресты трудящихся были зафиксированы в Китае, Индии, Турции и Вьетнаме. Самыми опасными для профсоюзных работников регионами остаются Ближний Восток, Северная и Южная Африка.
В 2019 году были незаконно арестованы большинство африканских профсоюзных лидеров. В январе власти задержали генерального секретаря Федерации профсоюзов Зимбабве (ZCTU). Его обвинили в мобилизации граждан для участия в протесте против повышения цен на топливо. В Гвинее в этом же году во время полицейского рейда в офис профсоюза почтовых работников был безосновательно задержан лидер объединения. Ему пришлось провести 13 дней в тюрьме и заплатить штраф в размере 500 тыс. гвинейских франков. В Бангладеш в феврале 2018 года арестовали членов профсоюза работников швейной промышленности (GWTUC), которых обвинили в инициировании драки на мирной демонстрации. Обвинения были явно сфабрикованы, поскольку на этой акции присутствовали только трое из 12 обвиняемых.
В Европе активистов арестовывают значительно реже. Лишь в 25% стран члены профорганизаций подвергаются какому-либо преследованию.
В Казахстане в 2017 году к двум с половиной годам лишения свободы был приговорен инспектор по охране труда профсоюза нефтесервисной компании Oil Construction Company Нурбек Кушкабаев. Его обвинили в подстрекательстве к незаконной забастовке и обязали выплатить работодателю 25,2 млн тенге (4,14 млн рублей) компенсации. Кроме того, решением суда Кушакбаев был лишен права заниматься общественной деятельностью в течение двух лет после своего освобождения.
МИТИНГ СТОИТ ЖИЗНИ
Все чаще нападениям со стороны правоохранительных органов подвергаются профсоюзные лидеры и члены профорганизаций. Силовики разгоняют протестующих даже на мирных демонстрациях. Для подавления забастовок применяются слезоточивый газ, дубинки, пневматическое и огнестрельное оружие. Нередко подобные атаки заканчиваются летальным исходом. Наибольшему риску подвержены жители Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки, сообщает МКП.
Количество вооруженных нападений на работников во время протестных акций с каждым годом увеличивается. В Зимбабве во время одного из протестов в 2019 году огнестрельные ранения получили 70 активистов, 12 из которых скончались. В Эсватини полиция жестко разогнала мирную демонстрацию, организованную Конгрессом профсоюзов Свазиленда (TUCOSWA). На протестующих вылили канистру слезоточивого газа, двух человек избили дубинками, после чего активисты попали в реанимацию.
Убийства профсоюзных лидеров зафиксированы в 10 странах: Бразилии, Колумбии, Гватемале, Гондурасе, Италии, Пакистане, Филиппинах, Казахстане и Турции. В Турции был застрелен глава профсоюза работников химической промышленности Абдулла Караджан во время посещения шинного завода Goodyear. В ходе нападения были ранены еще двое представителей объединения, сопровождавшие профлидера. В Казахстане у собственного дома был жестоко избит глава филиала отраслевого профсоюза работников топливно-энергетического комплекса Карагандинской области Дмитрий Синявский. Имена нападавших до сих пор неизвестны.
Самым опасным регионом по-прежнему остается Колумбия. В 2018 году там были зафиксированы 34 убийства глав профсоюзов, 10 покушений и 172 угрозы физической расправы. Ситуация осложняется бездействием властей. Они отказываются проводить расследование, а преступники остаются безнаказанными.
Глобальный тренд – рост количества арестов и убийств профактивистов.
По вертикали: процент стран, где нарушаются права работников; по горизонтали: годы и количество стран.
РАБОТАЙТЕ, СОЛНЦЕ ЕЩЕ ВЫСОКО
Наиболее незащищенной частью рабочего класса являются мигранты, которых в мире насчитывается 164 млн. Их права на охрану труда, свободу слова и собраний, проведение коллективных действий чаще всего игнорируются. В Средней Азии и Африке приезжие работники больше всего страдают от притеснений работодателей. В 95% стран этих регионов мигрантам запрещено вступать в профсоюзы и создавать собственные. Они также не имеют возможности отстаивать свои права в суде. Миллионы мигрантов трудятся в рабских условиях. В странах Персидского залива, где они составляют 13,9% от общего числа работоспособного населения, их вынуждают трудиться по 18 часов в день без пищи и сна. Чтобы работники не сбежали, у них конфискуют документы.
Зачастую мигранты подвергаются физическому насилию и сексуальным домогательствам. В октябре 2018 года в Саудовской Аравии к смертной казни была приговорена домработница из Индонезии Тути Турсилавати. Ее обвинили в избиении работодателя до смерти. Сама женщина утверждает, что мужчина пытался изнасиловать ее, и она оборонялась. Но к доводам женщины не прислушались, приговор был приведен в исполнение. При этом правительство Индонезии не уведомили о том, что гражданка их страны была обезглавлена.
В ряде стран определенные категории населения по-прежнему лишены права на свободу слова и собраний. К ним относятся временные работники, занятые в секторе неформальной экономики. Как правило, их нанимают по срочным трудовым договорам или “нулевым” контрактам (от англ. zero-hour contracts – договоры на “ноль часов”, по которым работник трудится только тогда, когда у нанимателя возникает в том потребность, при этом определенное количество времени не указывается. – Прим. ред.). Эти контракты практически не защищают права трудящихся. Яркий пример – американский перевозчик Uber. Его водители регулярно жалуются на низкую зарплату, тяжелые условия труда и проблемы со здоровьем, которые возникают из-за стрессовой работы. Как сообщает МКП, таксисты Uber часто бастуют на улицах европейских городов.
МКП совместно с Международной организацией труда (МОТ) подчеркивает необходимость обеспечить достойные условия труда всем работникам, независимо от их расы и статуса. Организации призывают работодателей соблюдать права трудящихся, снять запреты на создание объединений и проведение коллективных действий.