Домой Новости Работа только своим

Работа только своим

33
Какие мигранты нужны российским регионам
Сокращение миграционного притока дешевой неквалифицированной рабочей силы на российский рынок труда – это одна из неотложных мер по стимулированию российской экономики, направленная на поддержку роста реальной зарплаты в стране.
Международная миграция - нормальное явление, но этим процессом нужно управлять. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ
Международная миграция – нормальное явление, но этим процессом нужно управлять. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

Такое мнение “Российской газете” высказал проректор Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец. Напомним, что ранее глава Якутии Айсен Николаев распорядился не привлекать в этом году мигрантов к работе в 33 экономических областях. Подобные списки составлялись и в предыдущие годы, в них входило до полутора десятков видов работ. На этот раз иностранцам запретили заниматься определенными работами в сельском и лесном хозяйстве, на транспорте и обрабатывающих производствах, в строительстве, торговле, гостиничном бизнесе, а также в образовании, здравоохранении и деятельности по оказанию социальных услуг. Власти полагают, что освободившиеся ниши смогут занять местные жители.

Благодаря сокращению притока мигрантов в Якутии в прошлом году освободилось более пяти тысяч мест для местных кадров

“Трудоустройство местных специалистов является для нас одним из ключевых инструментов сокращения уровня бедности. Однако ситуация с безработицей в регионе весьма острая. В сельских районах общее число безработных граждан доходит до 13 процентов”, – отметил председатель правительства республики Владимир Солодов.

Он рассказал, что изданию указа предшествовал серьезный анализ рынка труда. Исследование показало, что в некоторых отраслях эффективность привлечения иностранных работников “крайне невысокая”. Гастарбайтеров там вполне могут заменить местные кадры. Эти сферы деятельности и были включены в перечень. Глава регионального кабмина подчеркнул, что запрет не касается граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранцев, пребывающих здесь в визовом порядке.

Алексей Зубец подтверждает, что Якутия относится к числу регионов с высокой напряженностью на рынке труда. Регистрируемая безработица, по данным Росстата, за январь – февраль нынешнего года там составила 7,1 процента, что выше среднероссийского уровня. Он составляет 4,9 процента. В прошлом году меры по регулированию иностранной рабочей силы позволили сократить число гастарбайтеров в Якутии почти на 30 процентов. А для местных жителей освободилось более 5 тысяч рабочих мест.

По словам Зубца, Якутия – не единственный регион, где наблюдается высокий уровень безработицы. Таких регионов, помимо Якутии, еще 24. Среди них такие регионы, как Республика Ингушетия (уровень безработицы – 26,8 процента), Карачаево-Черкесская Республика (16,4 процента), Республика Тыва 16,2 (процента), Республика Дагестан (14,2 процента), Республика Алтай (11,8 процента), Кабардино-Балкарская Республика (11,7 процента), Республика Северная Осетия – Алания (11,6 процента).

24 региона имеют уровень безработицы выше, чем ее средний показатель по стране

“Соответственно, все эти регионы представляют первоочередной интерес в плане необходимости регулирования миграционных потоков, так как приток дешевой рабочей силы наносит развитию их экономики серьезный ущерб”, – подчеркивает эксперт.

Зубец приводит интересные данные. По информации исследовательского центра Pew за 2017 год, среди граждан России 11,7 миллиона человек родились вне страны. Они приехали с Украины, из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, Армении, Таджикистана и Грузии. Помимо представителей коренных национальностей среди выходцев из этих стран много этнических русских.

Кстати, по данным того же центра, вне России живут 10,6 миллиона русских.

“Процесс международной миграции – вполне нормальное явление. Но им нужно управлять в интересах благополучия страны, – отмечает эксперт. – С социально-экономической точки зрения России необходимы образованные, законопослушные люди, которые способны учиться, создавать собственный бизнес, платить налоги, участвовать в общественной жизни страны и интегрироваться в российское общество”.

При этом, продолжает Зубец, Россия не заинтересована в притоке дешевой малоквалифицированной рабочей силы, так как это снижает стимулы для бизнеса в повышении производительности труда.

“Предприниматели не готовы вкладываться в технологическое развитие и автоматизацию, если могут найти на рынке дешевые рабочие руки, – приводит примеры эксперт. – Не купит экскаватор, пока есть бригада дешевых гастарбайтеров, которая этот экскаватор заменяет. В то же время чем технологичнее производство, тем выше стоимость рабочей силы. Соответственно, и выше зарплаты в регионах”.