Домой Новости “Один день без киргизов”. Якутия после протестов

“Один день без киргизов”. Якутия после протестов

26

После недавних антимигрантских протестов в Якутии, поводом для которых стало стало изнасилование местной жительницы, в котором подозревают выходца из Кыргызстана, глава Республики Саха Айсен Николаев пообещал ужесточить миграционную политику.

27 марта он подписал указ о запрете на наем иностранцев, который некоторые эксперты сразу же назвали незаконным.

Однако тут же последовали разъяснения, что в своем указе глава Якутии опирается на норму из федерального закона “О правовом положении иностранных граждан”. Она позволяет руководителям регионов каждый год устанавливать запрет на отдельные виды экономической деятельности для мигрантов, получающих патент. Этот запрет не распространяется на высококвалифицированных специалистов, которым патент не требуется. Указ также не коснется выходцев из стран, входящих в Евразийский экономический союз: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Молдавии. Теоретически новый указ может создать сложности гражданам из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана. Корреспондент “Сибирь.Реалий” – о том, что изменилось в жизни Якутии после антимигрантских волнений.

Айсен Николаев на встрече с протестующими против засилья мигрантов, 18 марта

Айсен Николаев на встрече с протестующими против засилья мигрантов, 18 марта

Переводчица Майрам Алыбаева приехала в Якутск из Киргизии больше 10 лет назад. У себя на родине она преподавала английский язык. В Якутске ей пришлось работать поначалу техничкой.

– Гражданство я получила, когда был очень выгодный закон. Граждане Кыргызстана могли его получить в течение 90 суток, после того как приезжают на территорию России. Это было в 2007-м. Я сама с высшим образованием, в Кыргызстане работала в университете, была и деканом, и заведующей кафедрой. У меня большой опыт, знание английского языка. И вот с этим багажом я пошла в университет, в СВФУ. Сначала зашла к ректору, он сказал, чтобы я подошла к заведующей кафедрой иностранных языков. И мне четко дали понять, что тебя только не хватает здесь, иди у себя на родине занимайся. Это был 2008-й. Я ушла, оставила навсегда педагогику, с этого момента работала в магазинах, представляете? Сначала техничкой, потом до продавца статус подняли. Куда я могла еще? С того момента, как окончила университет, я работала только в школе, потом переводчиком в иностранных фирмах в Кыргызстане, потом в вузах. В принципе, я могла вернуться в Кыргызстан, но пришлось бы отказаться от российского гражданства, иначе мне бы никто не выдал новый паспорт, когда старый закончился. В 2012 году я поняла, что все-таки другим делом хочу заняться, и открыла ИП, занялась переводами.

– Что вы чувствовали, когда в марте вдруг начались эти выступления против мигрантов?

– За себя, конечно, я не боялась, но боялась за внуков и детей. Но я не могу сказать, что все здесь одинаково плохо настроены к приезжим. Мои соседи – якуты, я с ними в хороших отношениях. Но опасения были. По телевизору ничего не показывали, но в вотсапе, в Инстаграме было много информации, я действительно боялась, что что-то будет сейчас. Потом, утром в воскресенье, я видела большую колонну машин, которые уезжали обратно в свои районы республики. В машинах все, кроме водителей, спали. Я немного успокоилась: уехали и уехали. Внуков в те дни на всякий случай все же в школу не отпускали, думали, мало ли что? А сейчас ходят, все нормально, дети есть дети, все играют. Опасности нет, мне кажется.

– Губернатор Якутии подписал закон, ограничивающий трудоустройство мигрантов. Формально граждан Киргизии это не касается. А фактически как обстоит дело?

– Сегодня вот ко мне приходили девочки, гражданки Кыргызстана, документы надо было перевести. Их после этих событий уволили с работы без объяснения причин. Трудовые договора составлены так, что работодатель может расторгнуть их в одностороннем порядке, когда захочет. Сейчас им найти новую работу будет сложнее, естественно.

В разгар анимигрантских выступлений в местном издании Sakha Press было опубликовано письмо местной жительницы под заголовком “Один день без киргизов”.

“Вчера вечером я не смогла купить нигде хлеб, отчасти потому, что некоторые небольшие магазинчики принадлежат им, людям указанных национальностей, отчасти потому, что им принадлежат некоторые пекарни, – говорится в письме. – Потом мы с ребенком очень сильно замерзли на остановке вечером после садика: часть автобусов не вышли на маршрут.

Утром мы затруднились купить картошки, отчасти потому, что их овощные ларьки бывают в шаговой доступности, а молоко купили – только дороже, чем обычно. Магазин узбеков с недорогими продуктами был закрыт вдоль и поперек. Завтра я не купила бы своим детям очередную партию трусов и носков по той причине, что всюду пара двести, а у киргизов – 60.

Мы смогли как-то протянуть день, протянем два, но становится понятно, что сегодня мы совершенно не готовы остаться без их услуг: они и кормят, они и строят, они и возят, и торгуют с раннего утра без выходных, и делают много чего, чего не хотим делать мы… Киргиз, узбек, китаец – это такие же люди, как мы. Нет, они не отняли у нас что-то силой, они просто подобрали то, что мы бросили – ту самую работу, которую из наших не хочет делать никто. Можно много дискутировать, но факт остается фактом.

Сегодня мы не хотим уважать тех, кто приехал к нам, а завтра мы сами поедем куда-то и столкнемся с тем же отношением, потому что закон бумеранга еще никто не отменял. Может, мы и “чистой арийской расы”, но только тут, у себя”.

В комментариях под текстом письма мнения разделились. Одни поддержали автора, другие с ней в категоричной форме не согласились (орфография и пунктуация авторские):

Полностью согласен с автором. И правильно сделали что закрыты. Перед тем как что-то делать надо хорошо подумать о последствиях

Вообще никаких проблем не заметил за эти дни. Такси как было раньше, автобусы как ездили так и ездят. А что ларьки закрыты – картошка у нас Синская, а фрукты и так нечасто покупаем.

Дочку свою за калым им отдашь, или просто за овощи подложищь женщина?

Автору статьи что вы ноете? потерпите не все же сразу делается без киргизов и зарабатывать проще стало. и это даст даст экономический прирост в якутии

Я с девушкой согласна. Местные Саха,учитесь строить,выращивать,работать и т.д.И в Вашей Якутии все будет хорошо. А если собирать бараньи стычки и врождавать это не дело. Мне нравится Якутск,Саха он или Эвен,Таджык или Кыргиз, мне все равно. Я дружу и уважаю все нации

Мне стыдно за вас! Дикари, живете в XXI веке, а ведете себя как в каменном. Ну запретили им работать от этого никому легче не стало, действительно их места займут другие, но все подорожает, Вы все эгоисты, только и о себе думаете.

Полностью согласен. Без мигрантов нас ждет экономический спад.

Однако в сети кафе быстрого питания “Шавуха”, где предлагают клиентам “самую лучшую шаурму Якутска”, мигранты уже не работают. В разгар антимигрантских выступлений видео с оскорблениями в их адрес широко разошлось по сетям. Неизвестный угрожал мигрантам и требовал, чтобы они уезжали обратно в Кыргызстан. Сейчас, по словам владельцев, в кафе работают исключительно коренные жители республики. “Мы нанимали приезжих временно, пока решался вопрос о найме на работу местных жителей”, – говорит предприниматель Иван Парников.

Много мигрантов работало ранее и в заведениях Александра Скрипина, владеющего в Якутске ресторанным холдингом. “В конце тревожной для Якутска недели мы пошли в ресторан “Понаехали”. Сразу бросилось в глаза, что сменились официанты. Там в основном работали киргизы. Теперь – местные девушки и парни”, – рассказывает постоянная посетительница заведения.

Изменилась ли на самом деле кадровая политика ресторанного холдинга, нам узнать не удалось. Скрипин от комментариев отказался: “Я не сотрудник отдела кадров”.

Мигранты уже привыкли к тому, что журналисты пытаются расспросить их о том, как живется им в Якутии после недавних событий. Общаются они неохотно, отвечают сдержанно, фамилии, как правило, предпочитают не называть

Азербайджанец Богдан рассказывает, что впервые в Россию приехал в 2003 году. Жил в Чите, потом в Иркутске, затем переехал в Якутск и больше десяти лет работает продавцом в овощной лавке, которая принадлежит его дяде. Российское гражданство получил в 2006 году в Иркутске. Считает, что ему повезло. “Со мной подавались четверо. Из них я один получил российский паспорт. Сейчас стало еще сложнее”, – рассказывает Богдан и уточняет, что другие два продавца, работающие на его дядю, имеют вид на жительство и не являются гражданами России. “Пока они работают, посмотрим, что дальше будет”, – говорит он. К слову, мигрантам, имеющим вид на жительство, запрещается трудоустраиваться только в государственные учреждения. Так что последний указ губернатора коллег Богдана не заденет. “Все надеются, что будем жить и работать в Якутии, как прежде”, – говорит он.

По словам Богдана, он зарабатывает 25 тысяч рублей в месяц. Его дядя занимается розничной продажей и закупает продукты на оптовых овощных базах, которые контролируют выходцы из Узбекистана.

– Кроме овощных баз, в городе 300 овощных магазинчиков, торгующих в розницу. Все наши продавцы работают легально, – подчеркивает предприниматель, председатель узбекской диаспоры Абдулмубин Мамажанов.

Последний указ главы республики запрещает иностранцам проектировать здания, сносить и разбирать их. Однако руководитель крупной проектно-строительной компании “Утум+” Георгий Карамзин говорит, что запрет на трудоустройство иностранцев его компании не касается.

– Проектной работой занимаются местные кадры, разбор зданий сейчас не ведется. А на стройках мы заключаем договор с субподрядчиками и указывать им, кого привлечь на выполнение работ по штукатурке, стяжке пола, мы не можем, – пояснил Карамзин.

Сразу же после антимигрантских протестов на работу не вышли 129 водителей маршрутных автобусов, выходцев из Киргизии, и жители города жаловались на огромные интервалы в движении маршруток. Затем в Минтрансе Якутии заявили, что автобусы работают в обычном режиме, и регулярность движения “восстановлена в полном объеме”. Директор МУП “Якутская пассажирская автотранспортная компания” представитель НО “Союз автоперевозчиков Якутска” Сергей Максимов говорит, что в городских и пригородных автобусах все водители имеют разрешение на работу в республике.

– Из 660 водителей “Союз Авто” 242 приезжие, из них 129 – граждане Кыргызстана. Все имеют необходимые разрешительные документы и полное право работать. И никакого запрета, в связи с новым указом, для них нет, – объясняет Максимов и уточняет, что стратегия организации заключается в максимальном привлечении на работу местных жителей.

После протестов местный сервис inDriver 19 марта ввел возможность выбора водителя, исходя из дополнительной информации о нем и машине. Сейчас через агрегатор в основном таксуют местные водители. Клиенты сервиса отмечают, что поездки после этого подорожали в среднем на 50 рублей.

– Мои родственники и знакомые, занимавшиеся частным извозом, уехали в Киргизию после того, как начались антимигрантские волнения, – рассказывает киргизка Айсулу.

Из 660 водителей "СоюзАвто" 242 приезжие, из них 129 – граждане Кыргызстана

Из 660 водителей “СоюзАвто” 242 приезжие, из них 129 – граждане Кыргызстана

За 2018 год, по информации МВД по Якутии, на миграционный учет в республике было взято 73 279 иностранцев. Этот показатель ниже, чем за предыдущий, на 9,9%. За 2018 год выдано 5583 патента на осуществление трудовой деятельности, за два первых месяца этого года – 362.

На фоне призывов к толерантности и взаимопониманию, которые звучат в Якутии повсюду, прямо сейчас в столице республики ведется сбор подписей за перенос мечети за город. За неделю петицию подписали чуть менее 10 тысяч человек. Мечеть в Якутске расположена недалеко от центра. Инициаторы петиции мотивирую ее тем, что два раза в год по религиозным праздникам дорога у здания мечети в самом центре города перекрывается.

Муфтий Якутска Муса Сагов говорит, что перенос мечети невозможен, он требует больших вложений.

– Такие инициативы вносят дестабилизацию в нашем регионе. Возможно, она связана с последними событиями, но послушайте – в любой нации и религии есть хорошие и плохие люди. Мы не должны судить о нации по одному человеку. А мечеть играет большую роль в воспитании людей: те, кто ходит к нам, наоборот, никогда не совершат преступления, – говорит муфтий.

Против этой инициативы уже высказалась Сардана Авксентьева, мэр Якутска: “Это предложение я не поддерживаю и никогда под этим не подпишусь”. А Координационный совет киргизской диаспоры в Москве недавно обратился к соотечественникам в Якутске. В обращении, в частности говорится: “Киргизский народ с давних времён является великодушным, сдержанным, способным прощать. Этим мы велики! Этим мы высоки. Находясь вдалеке от родины, мы кормим свои семьи и вносим посильный вклад в свое государство. Призываем с пониманием воспринимать традиции, обычаи, устои, мировоззрение населения того места, где мы живём и работаем, уважать государственные законы и подчиняться обозначенным в законе нормам”.

На днях стало известно о том, что в Якутии побывал заместитель председателя Государственной службы миграции Киргизии Самат Токтоболотов. В беседе с агентством “Кабар” он рассказал, что встречался с подозреваемым в изнасиловании и двумя другими фигурантами этого дела. ​

– У нас были подозрения, что наши граждане, подозреваемые в преступлении, могли подвергнуться психологическому или физическому воздействию, – сказал Токтоболотов. – Мы также добились того, чтобы их содержали в отдельных камерах, учитывая общественный резонанс. Они находятся в следственном изоляторе, и когда мы с ними встретились, они сообщили, что в отношении них не было никого психологического или физического воздействия, и условия содержания нормальные.

О деталях разговора с подозреваемыми и о том, признают ли они свою вину, Токтоболотов говорить отказался.

Туяра Михайлова