Российский суд принял к производству заявление гражданина Таджикистана, в котором последний обжалует решение суда низшей инстанции о его депортации. Заседание суда состоится 10 июня.
Суд обвиняет 24-летнего гражданина Таджикистана Рустамджона Сарикова в нарушении правил дорожного движения и принял решение о его депортации и запрете на въезд на территорию Российской Федерации сроком на три года. Однако сам Сариков считает это решение противозаконным, так как оно принято, по его словам, «необоснованно и в ущерб семье». Таджикистанец постоянно проживает и работает на территории России с 2012 года.
Адвокат Сарикова говорит, что решение суда нарушает права супруги Сарикова, которая «в случае депортации мужа останется без кормильца и социальной помощи».
В заявлении в адрес суда Смолинского района Санкт-Петербурга Сариков отмечает, что решение о его депортации из России на период 2017-2020 гг. «не учитывает условия и последствия принятого решения для его семьи».
Супруга Сарикова – 22-летняя Виктория Вербицкая, по мнению адвоката Ольги Цейтлиной, нуждается в защите. Вербицкая родом из цыган, нигде не работает и в случае депортации мужа останется с двумя малолетними детьми – 3-летним сыном и новорожденной дочерью без средств к существованию.
“Депортация за нарушение ПДД”
Специалист правозащитного центра «Мемориал» Стефания Кулаева сообщила на запрос Радио Озоди, что «для проживания Сарикова на территории России не должно быть никаких препятствий».
«У него в этой стране жена и двое детей. В противном случае будет нарушена статья 8 Европейской конвенции о правах человека, которая определяет права на уважение частной и семейной жизни каждого человека, живущего в пределах границ стран Совета Европы, и относится ко всем иммиграционным решениям, принимаемым властями стран-участников. Уже несколько дел было выиграно в суде с использованием этой статьи. В подобных делах Страсбургский суд ранее постановил, что суды не должны принимать поспешных решений, и должны учитывать семейное положение выдворяемого», – сказала Кулаева.
По ее словам, супруга Сарикова является необразованной женщиной и полностью находится на материальном обеспечении своего мужа. «У нее нет никакой специальности и профессии. Она родом из цыган, а в российском обществе цыгане находятся под дискриминацией и имеют ограниченный доступ к образованию», – добавила собеседница.
По словам Кулаевой, Сариков – уроженец Бохтара Хатлонской области, окончил там русскую школу, ввиду своей образованности востребован на российском рынке труда, имеет стабильный заработок в Санкт-Петербурге и всячески помогает своей супруге в воспитании детей.
Собеседница отметила, что депортация человека из страны только за нарушение правил дорожного движения является противозаконной и эта норма в российском законодательстве антигуманная. Представитель «Мемориала» считает существование «черного списка» мигрантов, которым грозит депортация за совершение незначительных административных правонарушений, противозаконным.
“Случайно узнал о депортации”
Рустамджон Сариков – уроженец Бохтара (бывший Курган-Тюбе). В 2012 году, после окончания школы, он выехал на заработки в Россию, где остался жить и работать.
В течение 7 лет он работал преимущественно на стройках, получил большой опыт в строительном деле и хочет поступить в специализированный ВУЗ.
Рустамджон сказал 22 мая в беседе с Радио Озоди, что в мыслях о заработке и содержании семьи не придавал большого значения документам и узнал о своей депортации лишь осенью 2018 года, когда полиция остановила его для проверки документов. Тогда и выяснилось, что в 2017 году полиция Санкт-Петербурга обвинила его в совершении административного правонарушения и было вынесено решение о его депортации и запрете на въезд на территорию РФ сроком на 3 года (2017-2020).
По словам собеседника, он не получал официального уведомления об этом и с помощью адвоката обжаловал решение полиции и суда.
Рустамджон Сариков обеспокоен, что его депортация негативно скажется на положении семьи.
В “черном списке” – имена 200 тыс таджикистанцев
Эксперты утверждают, что дело Сарикова – не единственное в этом роде. В настоящее время свыше 200 тыс граждан Таджикистана имеют официальный запрет на въезд в Россию. Большинство из них – жертвы жесткого административного законодательства и попали в «черный список» за несвоевременную уплату задолженности перед мобильным оператором или парковку машины в неположенном месте. Не все из этих мигрантов могут отстоять свои права из-за ограниченного доступа к адвокату.
В 2017 году российские власти объявили миграционную амнистию для тех, кто был уличен в совершении административных правонарушений. Тогда было амнистировано свыше 100 тыс таджикских мигрантов.
В России живут и трудятся свыше 1 млн граждан Таджикистана и для многих депортация означает потерю работы и куска хлеба.