МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Когда вводили режим самоизоляции, в России находились сотни тысяч трудовых мигрантов. Одни поспешили вернуться домой и застряли в транзитных зонах, другие остались, полагая, что в любом случае найдут себе занятие.
Министерство внутренних дел, понимая всю сложность ситуации, разрешило иностранным гражданам задержаться в стране. Многим помогают посольства. Но для кого-то “все пошло не так”.
“Лучше, чем остаться на улице”
“Что делать, не знаю. Денег нет, работы нет. Документы просрочены. Выйду на улицу, а там полиция. Поставит депорт (депортирует. — Прим. ред.). Может, все-таки будет самолет?” — с надеждой спрашивает Фарух у корреспондента РИА Новости.
Ему не повезло. Большинство женщин, стариков, детей все же отправились домой. После введения в Москве режима самоизоляции таджикских мигрантов попросили покинуть аэропорт. Идти было некуда — из съемного жилья они выехали, на другое денег не было. Стройка, на которой трудился Фарух, сократила штат. Выходцам из Средней Азии указали на дверь первым. Сейчас Фарух у знакомых, таких же, как он, мигрантов. На вопрос РИА Новости, знает ли он, что его документы можно продлить, отвечает отрицательно.
Озод Мелибоев из Узбекистана. В России — больше десяти лет. Был и дворником, и строителем, и водителем такси. В последние годы работает продавцом в одном из сетевых супермаркетов столицы. Когда начали закрывать границы и отменять авиарейсы, Озод занервничал.
“Подумывал уехать в родную Бухару. Но понял, что вокруг паника и лучше остаться. Тем более у меня стабильная работа в Москве. Платят средне, однако в кризис и это неплохо. Потом увидел, что произошло с моими соотечественниками в аэропортах. Многие и деньги не смогли вернуть, и работы с жильем лишились. В общем, я поступил правильно”, — деловито рассуждает Озод.
Для другого собеседника РИА Новости — Акбара, тоже гражданина Узбекистана — после указа губернатора Подмосковья о самоизоляции мало что изменилось. Он отметил только опустевшие улицы. Самое главное — регистрация, а она у Акбара есть. Если нынешний работодатель-строитель не получит очередной подряд, Акбар найдет работу. Он в этом уверен. “Меня никто не выгонял, я никуда ехать не собирался, у меня все по-прежнему”, — Акбар заметно удивлен тем, что его спрашивают о каких-то проблемах.
Все сроки продлят
Еще 19 марта Министерство внутренних дел разъяснило порядок продления срока временного пребывания иностранцев в России. Для этого необходимо обратиться в ближайший территориальный орган МВД с заявлением, составленным в произвольной форме. Визы продлевают независимо от цели приезда и даже если все сроки вышли.
Кроме того, трудовые мигранты могут оформить новые патенты. За нарушение срока подачи документов к административной ответственности не привлекут.
Но многие иностранные рабочие живут не в тех условиях, чтобы следить за юридическими новостями. Сколько сейчас в стране мигрантов, сказать сложно. В главном управлении Федеральной миграционной службы на вопрос РИА Новости затруднились дать оперативный ответ. МВД, Федерация мигрантов и эксперты говорят: от девяти до 11 миллионов. Разделить их на легальных и нелегальных непросто. Полностью ушедшими в тень считаются два с половиной миллиона.
Закрытие границ многих застало в пути: добираться до дома мигрантам часто приходится транзитом, прежде всего через Москву.
Сотрудник полиции выстраивает в очередь мигрантов у здания УФМС в Санкт-Петербурге
“Мы организовали серию чартерных рейсов и три железнодорожных состава”, — говорит РИА Новости пресс-секретарь посольства Узбекистана в Москве Шахриёр Турсунбоев. Однако с 30 марта Ташкент закрыл аэропорты. “Посольство призвало тех узбекских граждан, у кого есть возможность оставаться в России, не покидать места временного или постоянного размещения и соблюдать карантинные меры, принятые российскими властями”, — отмечает пресс-секретарь.
По его словам, около полутора сотен человек, не имевших средств для проживания в Москве, размещены в хостеле с трехразовым горячим питанием. Посольство постаралось устроить узбекских студентов в общежитиях российских вузов.
Пять с половиной тысяч человек вывезли власти Киргизии. “Но не все наши граждане, планировавшие вернуться на родину, смогли это сделать. Сейчас наша деятельность сосредоточена вокруг помощи оставшимся без работы. Мы постоянно с ними на связи”, — рассказывает РИА Новости Гульбарчын Байымбетова, пресс-секретарь посольства Киргизии в России.
Около 50 человек поселили в московских хостелах. У многих не было с собой никаких вещей, посольство им помогло. “Мы контактируем с компаниями, которые могли бы трудоустроить наших граждан или предложить хотя бы какой-то временный заработок, — продолжает Байымбетова. — Общаемся с представителями киргизской диаспоры в российских городах. Среди них немало представителей малого бизнеса и просто неравнодушных людей, готовых помочь”.
Посол Республики Таджикистан в России Имомуддин Сатторов в комментарии РИА Новости тоже упомянул просьбу к таджикским бизнесменам помочь землякам с работой и обустройством. “Мы ведем переговоры с российскими регионами, главами предприятий, где трудятся мигранты, и призываем всех в нынешних непростых условиях их не увольнять, — подчеркнул он. — Ведь это не по-человечески, если все закрыть и выгнать выходцев из Центральной Азии на улицу. Многие производства просто останутся без рабочих рук. Экономика все равно должна как-то развиваться”.
Перегибы на местах
Во всех посольствах отмечают: важно, что Главное управление по вопросам миграции МВД пошло навстречу гражданам некогда союзных республик.
Хотя на местах даже распоряжения министерства могут исполнять своеобразно, уточняет президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов. “У нас было около тысячи трехсот звонков и триста обращений в социальных сетях. Где-то мигрантов просто прогоняют, несмотря на указания сверху, — говорит он. — Это, так сказать, перегибы на местах”.
С таким “перегибом на месте” столкнулся Зафар из Таджикистана. “У меня регистрация до пятницы (3 апреля. — Прим. ред.). Да, на сайте МВД есть указ о том, что все сроки продлеваются, — описывает он свои проблемы. — Но неделю объявили нерабочей, и органы внутренних дел в моем районе Москвы не принимали меня. Точнее так: там отправляли в многофункциональный центр, в МФЦ разводили руками и возвращали обратно — в миграционную службу. Приказ есть, но по факту он в каком-то месте не исполняется. Хозяин жилья, который должен меня регистрировать, не будет днями обивать все пороги. Истечет срок регистрации, и меня уволят”.
“Я остался у разбитого корыта. Каждый месяц я оплачиваю патент — 5431 рубль — плюс НДФЛ от работодателя, я приношу деньги в бюджет Москвы, — продолжает он. — Завтра меня уволят, потому что заканчивается регистрация. А еще мне надо продлить патент в этом месяце. Чтобы зарегистрироваться, нужен патент, чтобы получить патент, — зарегистрироваться. Замкнутый круг”.
И все же самое страшное сейчас для трудового мигранта — не бюрократическая рутина, а риск лишиться работы. Несмотря на режим самоизоляции, многие службы, где задействованы иностранцы, продолжают действовать: жилищно-коммунальное хозяйство, продовольственные магазины, стройки. Кроме того, мигранты привыкли относительно часто менять работодателей. “Рынок услуг и работ, где они заняты, довольно емкий, — объясняет Коженов. — Завершатся ремонтные работы, но не за горами дачный сезон. Снимут ограничения, и работники поедут в области — копать грядки, чинить ограды. Так что здесь проблем не вижу. Нам никто не звонит с криками: караул, нас всех уволили!”
Но ситуация по-прежнему неопределенная, поэтому главный совет иностранным рабочим: не надо ехать на границу — застрянете, не спешите в аэропорт — не улетите, не стоит покупать билеты — их продают мошенники. Словом, не тратьте деньги, они вам пригодятся на карантине.
Источник: https://ria.ru/