Домой Мнение эксперта Профессор Наталья Мухаметшина: Большинство мигрантов успешно адаптированы к жизни в России

Профессор Наталья Мухаметшина: Большинство мигрантов успешно адаптированы к жизни в России

38

Профессор кафедры философии Самарского государственного технического университета, доктор политических наук Наталья Мухаметшина – руководитель группы, которая в 2016-2019 годах провела фундаментальное исследование «Феномен социально-культурной адаптации инокультурных мигрантов».

Журналист «ВК» поговорил с ней о том, как вписываются «гости из-за границы» в современную самарскую жизнь.

Между изоляцией и ассимиляцией

– Как появилась идея такого любопытного исследования?

– Мы давно занимались похожими вопросами и в итоге выиграли гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Пользуясь научными критериями, инструментарием и единой методикой, мы работали с наиболее многочисленными группами мигрантов, постоянно живущих и работающих в Самарской области. Первая – выходцы из Закавказья (грузины, армяне, азербайджанцы). Вторая – уроженцы Средней Азии (киргизы, таджики, узбеки). По большей части – выходцы из сельской местности, что добавляло специфики (для них после переезда в Россию помимо интеграции начался еще и процесс урбанизации). Мы хотели, прежде всего, понять, какой модели поведения, стратегии жизни в чужой для них культурной среде они придерживаются.

Чисто теоретически, в такой ситуации у мигрантов есть три пути. Первый – изоляция, сведение контактов с «чужим» окружением к минимуму, создание закрытых структур (анклавов). Второй – ассимиляция, то есть принятие другой модели поведения и жизненных ценностей вплоть до полного растворения в другом этносе. Третий – интеграция, сохранение собственной идентичности при условии встраивания в новые «правила игры», по сути – компромисс между первой и второй моделью.

– И какую модель предпочитают мигранты, живущие в Самарской области?

В подавляющем большинстве – третью. Примерно 80% из них сохраняют родной язык как средство общения и поддержания связи с родиной (газеты, книги, Интернет), примерно 75% стараются придерживаться национальных традиций в оформлении интерьера жилища, ежедневно готовят блюда национальной кухни, и т.п. Тем не менее практически все они более-менее свободно владеют русским языком и легко пользуются им в повседневном общении. Кстати, более 70% указали, что говорят по-русски часто, общаясь на работе, в окружении друзей и соседей (среди которых много русских, татар и представителей других национальностей).

– Какую роль в их жизни играет религия?

На самом деле они не очень активны в этом, хотя, конечно, в основном все (кроме грузин и армян) – традиционные мусульмане, соблюдающие основные требования и праздники. Исключение, наверное, составляют армяне – в силу исторических и культурных причин григорианская церковь играет в их жизни большую роль. В целом же можно отметить, что религия для мигрантов – тоже скорее интегрирующий фактор, нежели разделяющий.

Сознательный патриотизм

– Итого, собственные этнические традиции и культуру мигранты стараются сохранять, но не противопоставлять окружению, в котором живут. А как обстоит дело с базовыми ценностями российского общества – принимают ли они их?

– Мы исследовали отношение мигрантов к таким понятиям, как, например, российский патриотизм. Следят ли они за внешней и внутренней политикой РФ, «болеют» ли за сборную страны, и т.д. Процент положительных ответов был высоким, хотя наблюдалось различие по группам – наиболее патриотичны грузины и армяне, а у таджиков и киргизов цифры меньше. Равнодушнее всех к этим вопросам азербайджанцы.

Есть еще такое понятие, как «социальное гражданство» – участие во внутриполитических процессах, например, выборах. И тут снова – высокий уровень вовлеченности (и опять выше всего – у грузин и армян, меньше всех – снова азербайджанцы). Интересуются политикой, следят за новостями, ходят на выборы. Что самое важное – изменился ответ на очень важный вопрос «Поддержали бы вы кандидата только за то, что он одной с вами национальности?». В исследовании, которое мы проводили в 2008-2009 годах, на этот вопрос многие отвечали положительно. Сейчас таких ответов – единицы.

– Люди постепенно понимают – важнее, чтобы человек был порядочным и ответственным?

– Не только. Дело еще и в том, что растет чувство комфорта и безопасности – люди не ощущают опасности по национальному признаку, какой-то необходимости защищаться. Думаю, это самый главный итог прошедшего десятилетия – если бы мигранты не чувствовали себя в безопасности, они бы не стремились к интеграции в общество. И в этом, конечно, большая заслуга всех органов, работающих с мигрантами и занимающихся проведением в жизнь осознанной государственной политики в этой сфере.

Авторы: Дмитрий ГРЕКОВ Фоторепортер: Дмитрий БУРЛАКОВ

Источник: https://www.vkonline.ru/