Домой Мнение эксперта Пандемия COVID-19 обнажила проблемы миграционной политики КР

Пандемия COVID-19 обнажила проблемы миграционной политики КР

150
Кыргызские мигранты в аэропорту Новосибирска.
Кыргызские мигранты в аэропорту Новосибирска.

Ситуация с кыргызстанцами, застрявшими на пути домой из других стран, обнажила проблемы миграционной политики КР.

Наблюдатели считают, что неспособность правительства страны помочь своим гражданам, которым на пути домой пришлось долгое время ждать в аэропортах и на границах, показало отсутствие координации в данном вопросе.

Однако Государственная служба миграции при правительстве КР заверяет, что делает все возможное для поддержки граждан за рубежом.

Пострадавший от политики Миграционный фонд

С середины марта 2020 года в мире вовсю разбушевалась пандемия коронавируса, в связи с чем стали закрываться границы, отменяться авиа и другое транспортное сообщение. Вслед за этим появлялось все больше сообщений о том, что сотни кыргызстанских мигрантов застряли в аэропортах по пути домой из различных стран, больше всего в России, Турции, Египте и так далее.

Бывший вице-спикер парламента Кубанычбек Исабеков говорит, что Госслужба миграции, у которой имеются все соответствующие ресурсы, в этих случаях продемонстрировала свою неспособность решать проблемы. По его словам, о Миграционном фонде, который был создан 15 лет назад, сейчас ничего не слышно:

– В 2005 году по инициативе парламента был создан Миграционный фонд. Поначалу он поддерживался из бюджета, а потом, благодаря помощи Международной организации миграции (МОМ), Международной организации труда (МОТ) и специальной программе ООН удалось довести бюджет данного фонда до 17 млн сомов. Предполагалось, что за счет фонда будет оказываться поддержка трудовым мигрантам за границей, которые остались в тяжелой ситуации или заболели. Кроме того, средства из него должны были направляться на транспортировку домой тел умерших за рубежом кыргызстанских мигрантов. И теперь не понятно, что стало с этим фондом. Можно было бы возродить его, и начав аккумулировать там средства от международных доноров, а также состоятельных людей страны, оказывать ощутимую поддержку нашим трудовым мигрантам, которые оказались в сложном положении. Потому что Госслужба миграции, похоже, спит. Не видно, чтобы они сделали хоть что-то результативное. В этой сфере отсутствует единая политика и не скоординирована работа.

До 2010 года Госслужба миграции являлась крупным органом в статусе министерствоа с соответствующими полномочиями. У нее был свой утвержденный бюджет, специальный счет и Миграционный фонд. Затем, в 2014 году, в составе правительства произошел ряд изменений, в ходе которых это ведомство то разделяли на два, то потом вновь объединяли части, в итоге его роль заметно понизилась. Аналитики отмечают, что именно из-за этого хромает миграционная политика, которая так и не смогла стать приоритетным направлением государства.

Мигранты без поддержки

Ранее близ российско-казахстанской границы в Оренбургской области застряли сотни граждан Кыргызстана, которые выехали на своих машинах из нескольких российских городов, но попали на время введения карантинных мер.

Один из тех, кто остался на участке близ города Соль-Илецк – кыргызстанец Нурбек Элебесов. Он рассказывает, что уже больше месяца живет на приграничной территории:

– Мы сейчас живем здесь. Помещения, где мы могли бы переночевать и переждать это время, нет. Тяжело с питанием. Машины мы оставили на стоянке. Хорошо, если бы нас забрали отсюда – на самолете, поезде или автобусе, в общем, как угодно. Терпения уже никакого нет…

Отмечалось, что Казахстан не дает разрешения на транзит этих граждан в Кыргызстан. Более ста кыргызстанцев оказались в этой ситуации, когда 17 марта казахстанско-российская граница закрылась для проезда.

Почетный консул Кыргызстана в Оренбурге Таалай Жандарбек уулу встретился с этими мигрантами, но развел руками, сказав, что возможности проехать в Кыргызстан нет:

– Я понимаю вас, ребята. Это очень сложный вопрос. Если уж на уровне президентов он не решается, значит, не получится. Границы все закрыты. И преодолеть их, договорившись с кем-то, не получится. Забудьте об этом. Не получится. Другого варианта нет.

До этого кыргызстанские мигранты, застрявшие в аэропортах городов Москвы и Новосибирска, требовали от властей Кыргызстана организовать самолеты и вывезти их на родину.

Представитель Посольства КР в России Айгуль Рыскулова в ответ на это сказала следующее:

– Сейчас в Кыргызстане – в городах Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и ряде районов – введено чрезвычайное положение, они закрыты. Вы не должны тут оставаться, и если есть возможность, то вам следует разойтись. Я пришла сюда, чтобы передать вам решение правительства и посольства. Согласны вы с ним или нет, но принято такое решение. Самолета не будет. Если у вас есть, где переночевать, друзья или знакомые, то потихоньку выдвигайтесь.

Но один из присутствовавших там – Бакыт Келдибаев – заявил, что большинству мигрантов идти некуда:

– Мы уже уволились с наших мест работы, получили расчеты. Квартиры, которые снимали, тоже освободили. А получив зарплату, сразу купили билеты в Кыргызстан. Здесь у нас нет места, где мы могли бы временно поселиться. Нас не предупреждали, что такое может случиться, никто не говорил. И куда нам теперь идти?

Помощь от правительства

После этого правительство КР выделило для поддержки трудовых мигрантов, оставшихся в России и Объединенных Арабских Эмиратах, 15 млн сомов.

Председатель Госслужбы миграции Болотбек Ибраимжанов говорит, что помимо этого выделяется и другая помощь, а также предпринимаются дополнительные меры для поддержки мигрантов:

– Миграционный фонд расформировали как только был принят новый Бюджетный кодекс. И создание таких фондов сейчас противоречит законодательству. До этого мы получили 20 тысяч долларов в качестве поддержки от МОМ и оказали помощь нашим мигрантам, застрявшими в аэропортах Москвы и Новосибирска. То есть до 20 апреля за счет этих денег мы оплачивали их проживание и питание, а после данные мероприятия финансировались нашим правительством. На сегодняшний день власти страны выделили еще 68 млн сомов для поддержки мигрантов, оказавшихся в тяжелой ситуации. Расходование этих средств контролирует Министерство иностранных дел КР.

По неофициальным данным, более 1 млн граждан Кыргызстана находятся за пределами страны в качестве трудовых мигрантов. Из них примерно 70% живут и работают в России. На сегодня сотни кыргызстанцев, оказавшихся в тяжелой ситуации из-за разразившейся пандемии COVID-19, ждут возвращения домой.

 

Перевод с кыргызского. Оригинал материала здесь.

 

Источник: https://rus.azattyk.org