Карантин в стране означает и ужесточение надзора за здоровьем мигрантов. Соответствующая информация по приезжающим должна поступать до их въезда в РФ, и, в случаях выявления опасных болезней у тех, кто уже прихал, может быть применена принудительная депортация.
Ситуация, сложившаяся в стране с короновирусом COVID-19, затронула наших соотечественников и работников из других стран. Россия закрыла границу для иностранных граждан с 18 марта 2020 года. Тысячи людей остались по обе стороны границы. Некоторые остались на границе между Россией и Казахстаном.
Об ужесточении контроля за мигрантами говорится в поручениях президента России Владимира Путина. В этом документе подчеркивается необходимость «совершенствования механизмов контроля и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности в миграционной сфере».
Посол Кыргызской Республики в Российской Федерации Аликбек Джекшенкулов по этому поводу заявил в своем обращении ко всем соотечественникам, которые трудятся в России, что с 18 марта по 1 мая 2020 года вступает в силу временное ограничение на въезд на территорию России. Он попросил отнестись к этому с пониманием, поскольку такие же ограничения ввели и другие страны, в том числе и Кыргызстан. Это ограничение на въезд на территорию России не применяется в отношении водителей автомобилей международного автомобильного сообщения.
Также, как сообщил Джекшенкулов, посольство в России, ранее работавшее без выходных, теперь переходит на круглосуточный режим работы. Это позволяет обеспечивать дополнительные консультации и увеличение выдачи необходимых документов нашим гражданам.«
«Я обещаю, что мы своей стороны предпримем все действия по урегулированию данного вопроса»,- подчеркивается в обращении посла.
Закрытие границы – это реально вынужденная мера, но она неизбежно ударит по судьбам тысяч людей.
Остается много вопросов, например, неизвестно, что же теперь делать тем, у кого истекают сроки пребывания в РФ и требуется выезд из страны или кому необходимо выезжать согласно правилу «90/180». Пересечь границу в обратном направлении необходимо и работникам по патенту, чтобы потом можно было оформить новый, однако обратно их, скорее всего, уже не пустят – несмотря на наличие в РФ семей и работы.
Этот вопрос, конечно, не остается без решения. Сейчас идут переговоры представителей России и Кыргызстана о конкретных методах решения этой проблемы. Пока что известно, что достигнута договоренность о том, что истекающее разрешение на пребывание на территории России будет продлеваться в отделе по делам миграции, также будет продлеваться срок действия патента.В
В московских районных судах, в Чертановском и Нагатинском судах, отменили депортацию нескольких мигрантов и предписали им выплату штрафа, то есть некоторая практика ограничения депортации, которая ставит трудовых мигрантов и их семьи в России в исключительно тяжелое положение, уже постепенно вводится.
Нынешняя ситуация выявила колоссальное количество проблем в трудовой миграции в России, на которые до этого власти попросту не обращали внимания, и ограничивались лишь употреблением своего права на депортацию иностранного гражданина. Нет человека — нет проблемы.
Теперь же, ввиду сложившейся ситуации, целесообразно начать заниматься реформированием сферы трудовой миграции в России в целом, что помогло бы решить многие конкретные проблемы, о которых давно говорят правозащитники и юристы.
Первый очередь проблема легализации мигрантов, которые вынужденно нарушили закон о миграционном учете по месту жительства. Этот закон, который крайне трудно соблюсти, породил огромное количество законопослушных, но вынужденно нелегальных мигрантов. Какое-то время на это не обращали внимания а теперь с этим надо что-то делать. И не только ограничиться разовой кампанией по прощению вынужденного нарушения закона, а изменить сам закон и сам порядок учета.
Необходимо также в срочном порядке внести изменения в правовом статусе трудовых мигрантов, в особенности в сфере трудовых отношений мигранта с работодателями. Эта реформа жолжна установить, что трудовые мигранты — это не рабы, а полноправные граждане (тем более, граждане стран ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана, которым гарантируется равенство трудовых прав).
Нужно законом обязать работодателей обязательно заключить трудовой договор с мигрантами в течение пятидневного срока после приема работу, есть такой закон,но на практике не работает. (достаточное время, чтобы оформить договор), и ужесточить ответственность работодателей вплоть до уголовного ответственности. Миллиарды рублей российские работодатели зарабатывают на рабском труде мигрантов, не заключая трудовые договора и, кстати, не выплачивая налогов и социальных выплат, положенных по закону.
Медицинское страхование — отдельная тема. На этом ресурсе за последние годы кто только не зарабатовал! Различные коммерческие медицинские организации сегодня успешно продают свои услуги, полисы ОМС, который пустые и не гарантируют никаких реальных медицинских услуг.
О здоровье мигрантов начали всерьез думать только после пандемии короновируса COVID-19, правда, пока еще в русле привычных представлений, что якобы во всем виноваты сами мигранты.
Между тем, посол Кыргызстана в России Джекшенулов отмечал на конференции «Перспективы рынка труда Евразийского экономического союза и миграции», что достижение стратегической цели, о которой заявили государства – участники ЕАЭС, во многом зависит от обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Одно из важнейших задача в сфере трудовых миграции, выполнение принимающими сторонами обязательство в рамках стран ЕАЭС первую очередь на улучшение правового положения трудящихся и членов их семей, на повышение уровня правовой и социальной защиты. Их числе особо было отмечено, обязательное медицинское страхование членов семьи трудящегося, в особенности несовершеннолетних детей. В соответствии с Договором о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется по месту пребывания.
Но фактически этого мы до эпидемии коронавируса не видели.
Вместо реального медицинского страхования и социального обеспечения были фиктивные бумажки. Получается, что она из сторон договора об ЕАЭС просто не состоянии выполнить свои обязательства по договору? Не может или не хочет?
Впрочем, в нынешней ситуации вряд ли целесообразно искать виновных. Сейчас сложились подходящие обстоятельства для того, чтобы многое изменить, в том числе и в странах, откуда едут мигранты в поисках заработка. В первую очередь, надо изменить систему информирования мигрантов. Сегодня они, в сущности, ориентируются на слухи, и для них нет элементарной информации, касающейся их правового положения.
Мигранты не знают, как обратиться к полицейским (полиция сегодня главный надзорный орган над мигрантами в России), куда, как и какие документы подать, как найти и получить работу, как заключить трудовой договор, как заключить договор найма жилой площади (дающий основание для постановки на миграционный учет), как получить медицинскую помощь и так далее, и так далее.
Всем ведомствам в Кыргызстане стоит объединить усилия для того, чтобы провести подготовку своих граждан к выезду в другие страны на заработки. Ведь на их переводы государство очень рассчитывает, так что оно должно сделать свой вклад, чтобы граждане за рубежом трудились эффективнее, зарабатывали больше и имели проблем с законом. Для этого в сущности, нужна образовательная программа, составленная квалифицированными юристами.
Было бы также выделить страховой медицинский фонд, чтобы оплатить срочное лечение и медицинскую помощь тем гражданам Кыргызстана, которые или не получили медицинского страхования или купили фиктивный полис.
И пора уже прекратить позорящую Кыргызстан как государство практику, когда на отправку гроба с телом на родину деньги собирают всей диаспорой. Взаимная поддержка диаспоры — это здорово, но что, Кыргызстан такой нищий, что не имеет денег привезти тело умершего гражданина для захоронения на родине?
Наконец, надо больше задумываться о том, как граждан, работающих за рубежом, и часто приобретающим там квалификацию, устраивать на работу на родине, в том числе и на госслужбе. Да и коммерческий сектор можно пополнить специалистами с большим опытом работы в российских компаниях. Специалистами такими могут быть не только граждане Кыргызстана, но и этнические кыргызы с российским гражданством.
В общем, кризисная ситуация, связанная с коронавирусом, настолько резко и неожиданно сломало привычный ход дел, что оказалось — стоило серьезно задуматься, правильно ли мы живем, и хорошо ли у нас поставлено дело трудовой миграции за рубеж. Коронавирус трудовой миграции принесет явно не только риск заражения и болезни, но и довольно серьезные изменения в их положении и организации их труда. Во всяком случае, это было бы желательно.
Асилбек Эгембердиев, г. Москва
Источник: http://kginfo.ru/