Миграция в Россию, несмотря на все свои тяжелые стороны, для существенной части таджикистанцев со временем превращается в эмиграцию. Многие находят в себе силы пережить все препятствия на пути к социализации: приобретают жилье, обустраивают свой быть и становятся полноценными хозяевами своей жизни на новом месте. Однако подобный успех доступен не всем и достигается отнюдь не легким трудом.
Жилье за счет удачной торговли
Рахматулло Мазориев дипломированный специалист, инженер-технолог молочной промышленности, закончивший московский вуз в далеком 1984 году и работавший в Таджикистане в качестве специалиста вплоть до 1992 году. Однако начавшееся гражданское противостояние вынудило Мазориева, как и других мирных граждан, покинуть республику.
«Сначала я переехал в Кемерово, где занимался торговлей, потом в 1996 году перебрался в Мурманск а затем уже в Пермь, где в этом же году купил дом с участком», – рассказывает Рахматулло.
С 1997 года таджикский инженер живет в Перми вместе со своей большой семьей, состоящей из пяти детей. За это время дети Мазориева выросли, создали свои семьи и купили еще две квартиры, в которых живут по сей день. Финансовый успех семьи и приобретение недвижимости, по словам Рахматулло, обеспечивалось за счет торговли, которой он занимался в течение 7 лет.
«Сейчас для обычного мигранта покупать жилье в крупных городах практически невозможно. Его возможности очень ограничены, он работает больше, чтобы прокормить свою семью, и у него практически не остается даже времени, чтобы думать о покупке дома на новом месте. Особенно сейчас, когда из-за экономического кризиса очень многие мигранты, даже если и работают, то часто не получают свои заработанные деньги», – поясняет Мазориев.Сейчас для обычного мигранта покупать жилье в крупных городах практически невозможно.
Тем не менее, по его словам, только в Перми за последние несколько лет можно встретить много семей, которые продали в Таджикистане часть имущества и по ипотеке взяли жилье. «Наличие жилья решает очень много проблем, в частности позволяет не тратить большие суммы на аренду квартир. Кроме того, когда гражданин зарегистрирован по адресу своего жилого помещения, его детей без всяких препятствий принимают в школу, в садики, в поликлиники, в целом, очень много преимуществ даёт собственное жилье»,- говорит Рахматулло.
«Новые таджики» как тренд на рынке жилья
По мере своей адаптации к российским реалиям, многие выходцы из Таджикистана проявляют стремления к покупке жиля в России. Информация о растущем спросе со стороны таджикистанцев на московском рынке купли-продажи жилья появилась в 2016 году в ряде российских СМИ со ссылкой на статистику крупных риэлторских компаний России.
«Эти люди всегда были клиентами наших коллег из департамента аренды квартир, мы почти не видели их в числе потенциальных собственников московских квадратных метров. Но за последние годы оформилась особая социальная группа — своего рода «новые таджики», которые организовали в Москве бизнес, заработали денег, так или иначе социализировались в российской столице и могут позволить себе здесь покупку жилья», — отметил тогда представитель компании «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Шлома. Тогда же сообщалось, что выходцы из Таджикистана, имея многодетные семьи, предпочитают многокомнатные квартиры эконом-класса со средним бюджетом в 10 млн рублей.
Согласно данным российского “ДельтаКредитбанка” в 2017 году, граждане Таджикистана вошли в ТОП-20 иностранцев, которым были выданы жилищные кредиты. Однако на их долю, согласно статистике, пришлась наименьшая сумма кредита в размере 1,77 млн рублей.
«Берут там, где дешевле»
По словам председателя Региональной общественной организации «Таджикский культурный центр» Хуршеды Хамракуловой, тенденция по приобретению собственного жилья в Москве очень четко прослеживается особенно среди таджиков, которые живут в России уже десятилетиями и имеет свои особенности.
«В Москве и Московской области очень дорогое жилье, поэтому большая часть таджиков берут дома и квартиры в более или менее отдаленных районах от Москвы. Стараются там, где подешевле. Либо, если это Подмосковье, то они селятся на земле и строят свой дом. Берут участок, а дальше начинают строить, иногда процесс затягивается на несколько лет, в зависимости от накопленных средств», – говорит Хамракулова.
Однако такую роскошь, по ее словам, могут себе позволить лишь высококвалифицированные специалисты и бизнесмены. Подавляющее большинство мигрантов нацелены на то, чтобы устроить свой быт на родине. Кроме того, Хамракулова указывает на сложности, связанные с легализацией мигрантов, которые существенно затрудняют их финансовое положение.
По данным российской финансово-строительной компании «Лидер» за 11 месяцев 2018 года, от 4 до 8% всех сделок с иностранцами пришлось на долю покупателей из Армении, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Причем речь идет не о «вторичном рынке» а о проектах «комфорт-класса» в пригородах Москвы.
К собственности через 15 лет миграции
Многие приезжие, даже имея российское гражданство, по разным причинам не могут себе позволить приобрести жилье. У кого-то не имеется соответствующего первоначального капитала, а кто-то имеет слишком большие текущие расходы. Но находятся также и те, кто несмотря на сложности, рискуют брать кредиты под высокие проценты с надеждой стать собственником дома в российской столице если не сейчас, то в недалеком будущем.
Пятидесятилетний Фуркат Шабозбеков приехал из Таджикистана в Москву в 2000 году. Ветеринар по профессии Фуркат во время нахождения в миграции сменил много сфер деятельности – от общепита до рыболовства, от торговли до строительства. Российское гражданство получил в 2004 году. Сейчас Шабозбеков является профессиональным крановщиком в одной из строительных компаний Москвы и с 2015 года имеет в собственности дом с прилегающим участком в этом городе, который он приобрел за ипотеку в 18% на пять лет.
«Ежемесячно приходится платить около 70 тысяч рублей. Сумма не маленькая, но зато через определенный период можно стать полноценным хозяином жилища. Это намного лучше, чем ежемесячно платить за снятую в аренду квартиру», – говорит Шабозбеков. Раньше, по его словам, не позволяли рисковать семейные обстоятельства, а теперь дети выросли, и семья пришла к выводу, что такое решение будет целесообразнее всего.
Нечеткая статистика
Аналитики из риэлторской компании “ИНКОМ-Недвижимость” оценивают долю покупателей-мигрантов на московском вторичном рынке жилья за 2017 год в 5% и отмечают, что приезжие больше предпочитают наиболее дешевые предложения на вторичном рынке старой Москвы. Например, в Западном и Восточном Бирюлеве, где кв.м. стоит порядка 118,8 и 124 тыс. рублей или в таких районах как Вешняки, Дмитровский и Ярославский, где цены за кв.м варьируются от 133,6 тыс. рублей до 137, 9. тыс. рублей.
Риэлторы отмечают, что приобретенная недвижимость приезжими в большинстве случаев находится в морально и физически устаревших пятиэтажках и девятиэтажках, которые в целом мало востребованы у покупателей вторичного рынка.
Стоит отметить, что общей статистики отражающую всю тенденцию приобретения жилья мигрантами, в данном случае выходцами из Таджикистана, нет. Крупные риэлторские компании и банки делятся со СМИ, как правило, своей внутренней статистикой. Кроме того, многие покупатели жилплощади имеют российское гражданство и не подпадают под категорию «мигранта» или иностранного гражданина.
В свою очередь, российские СМИ и некоторые финансово-аналитические центры, при исследовании спроса на рынке недвижимости в Москве, опираются на славянские и не славянские фамилии, отраженные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Согласно результатам подобного своеобразного исследования, который опубликован Рамблером со ссылкой на федеральные новости, на долю лиц с неславянскими именами приходится значительное количество сделок купли-продажи жилья в Москве, особенно на территориях, прилегающих к крупным рынкам. К примеру, в жилом комплексе «Люблино» на юго-востоке Москвы, рядом с крупнейшим вещевым рынком столицы «Москва», на эти сделки приходится 22%. В жилом комплексе «Белая Дача» — ближайшая новостройка к другому мега-рынку «Садовод» — 26%.
Опираясь на эти данные многие российские эксперты предупреждают о риске «геттоизации» или проще говоря, появлении в окаринах Москвы этнических районов и предлагают определенные меры.
Если ранее приобретение жилья в том или ином регионе России позволяло мигранту получать РВП и находиться в легальном статусе, то согласно новыми правилам, с 2019 года такой возможности больше не существует. Поэтому чтобы полностью обосноваться, приезжему необходимо получить российский паспорт.
Хотят все, но имеют возможность немногие
Своё жилье в Москве или в другом крупном российском городе в сочетании с российским гражданством, является привлекательной перспективой для многих граждан Таджикистана, находившиеся в эмиграции, поскольку здесь, несмотря на тяжелые условия, они имеют стабильный заработок.
Однако не всем мигрантам по карману такое будущее. Тридцатитрехлетний Амир, невзирая на свой российский паспорт и работу в Москве, копит сумму для того, чтобы купить квартиру в Душанбе. «Я хочу, чтобы мои дети выросли на родине и чувствовали себя полноценными людьми, как только накопится необходимая сумма я сразу куплю дом в Душанбе», – делится планами Амир.
Если сравнить цены на жилье в российской и таджикской столице, то разница чувствуется в разы.
Так, средняя однокомнатная квартира в панельном доме ближнего Подмосковья, стоит порядка 4 миллионов рублей или 519 тысяч сомони. В то время как однокомнатную большего метража в новостройке с развитой инфраструктурой в центральном районе Душанбе можно приобрести за 250-260 тысяч сомони.
Понятно, что амбициям среднестатистического мигранта со средней заработной плата в размере 25-35 тысяч рублей, ближе цены на жилье на родине.
Вместе с тем, натурализованные выходцы из Таджикистана, проживающие уже достаточно долго на территории России, более оптимистичны в своих стремлениях, что частично подтверждается статистикой достаточно крупных риэлторских компаний и российских банков.
Таджикистан занимает третье место в России по количеству трудовых мигрантов после Украины и Узбекистана. На долю республики приходится 11,3% мигрантов в России.
За первые три месяца 2018 года на заработки за рубеж выехали 109 тыс. 53 таджикистанца, подавляющее большинство — 94 тыс. 366 из них — мужчины.
По данным, опубликованным за 2017 год страна занял третье месте по количеству человек получивших российское гражданство. Их количество составило 29039 человек, что по сравнению с 2012 годом выросло почти в три раза.