Гражданин Таджикистана Сулаймон Саидов обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на неэффективное расследование российскими властями уголовного дела о покушении на его убийство, в котором был проигнорирован мотив расовой и национальной ненависти.
Нападение на Сулаймона Саидова произошло весной 2016 года: днем 8 апреля между станциями «Новые Черемушки» и «Калужская» москвич Сергей Царев несколько раз с близкого расстояния выстрелил из травматического пистолета в голову и живот мужчины. Царев спровоцировал конфликт с племянником Саидова, 18-летним Мухаммаджоном. Он несколько раз произнес ксенофобские оскорбления в его адрес: назвал молодого человека «черной жопой» и заявил, что это вагон для русских. Прежде чем выстрелить, Царев прямым текстом заявил: «Через три минуты тебя не будет — я тебя убью». Саидову своевременно оказали медицинскую помощь, только благодаря этому его жизнь удалось спасти. Ему сделали несколько дорогостоящих операций: провели трепанацию черепа, чтобы удалить застрявшую пулю, удалили правый глаз и установили на его месте имплантат, который ему нужно менять раз в год. Неравнодушные люди помогли Комитету «Гражданское содействие» собрать деньги на оплату медицинских расходов для Саидова. Но из-за причиненного его здоровью вреда, у Саидова до сих пор сильные головные боли, он не может работать и содержать свою семью — жену и четверых детей.
Черемушкинский районный суд Москвы в августе 2018 года приговорил Сергея Царева к десяти годам и трем месяцам колонии строгого режима. Это был первый процесс в Москве с участием присяжных в районном суде. Соответствующие поправки в УПК вступили в силу 1 июня 2018 года, раньше присяжные могли рассматривать дела только в областных и краевых судах. Уголовное дело в отношении Сергея Царева рассматривала коллегия из шести присяжных, они признали его виновным в покушении на убийство и не заслуживающим снисхождения (часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 105 УК РФ).
Важный момент в деле Саидова — полное игнорирование российскими властями мотива расовой и национальной ненависти, несмотря на показания свидетелей, ходатайства и жалобы потерпевшего. Адвокат от Комитета «Гражданское содействие» Абу Гайтаев, который защищал интересы Саидова, подавал ходатайство о признании мотива ненависти как отягчающего обстоятельства, но суд его отклонил. Хотя Уголовный кодекс РФ позволяет учитывать этот мотив в отношении социальной группы в качестве отягчающего обстоятельства (п. “е” ч.1 ст. 63 УК РФ) или квалифицирующего признака (в частности, п.”л” ч. 2 ст. 105, п.”е” ч. 2 ст. 111, п. “е” ч. 2 ст. 112). ЕСПЧ неоднократно указывал в своих решениях при рассмотрении подобных дел, что у национальных судов появляется дополнительное обязательство установить, сыграл ли роль фактор этнической ненависти при совершении преступления.
Сулаймон Саидов. Фото: Утэ Вайнманн
Для Сулаймона Саидова было важно признание, что нападение на него было совершено на почве ненависти, поэтому он обжаловал решение районного суда в Мосгорсуде, но суд второй инстанции оставил его без изменений. Адвокат от «Гражданского содействия», представляющий интересы Саидова, обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение Россией при расследовании дела его подзащитного нескольких статей Европейской конвенции по правам человека, которую российские власти ратифицировали в 1998 году. Саидов оспаривает эффективность расследования и адекватность наказания виновного в нападении (статьи 2 и 3 Конвенции), отсутствие в приговоре российского суда мотива расовой и национальной ненависти (ст. 14 в сочетании со ст. 3 Конвенции) и отказ в рассмотрении гражданского иска о компенсации морального и материального вреда (ст. 13 в сочетании со ст. 2 и 3 Конвенции).
По мнению защитника Саидова, признание государством в лице правоохранительных органов мотива расовой и национальной ненависти важно как для его подзащитного, так и для российского общества. Игнорирование судом квалифицирующего признака при вынесении решений по преступлениям в отношении национальных меньшинств создает атмосферу безнаказанности в обществе. Пострадавшие не обращаются в полицию, считая, что это бесполезно, а радикальные и националистические группировки укрепляются в своих позициях. Без ведения учета преступлений с мотивом ненависти у властей и гражданского общества нет реальной статистики таких преступлений, а значит и нет представления о реальном масштабе проблемы в стране. Комитет «Гражданское содействие» с 2014 года ведет мониторинг нападений на почве ненависти в России. Интерактивная карта нападений обновляется в онлайн-режиме: на нее заносится информация о случаях насилия, о которых Комитету стало известно от самих пострадавших, из СМИ или через официальные сайты региональных отделов МВД.