Интересно, что все это происходит в регионе, который, по официальным данным, практически победил безработицу. На каждого не трудоустроенного южноуральца приходится 2,6 свободных вакансий. На 3,4 миллиона человек зарегистрировано всего 13 тысяч безработных. А коэффициент напряженности достиг исторического минимума в 0,43 процента.
Резкого увеличения миграционного потока, по официальным данным, тоже нет. За первый квартал этого года на учет поставлено 49 900 иностранцев, в прошлом году было на сотню меньше – 49 800.
Много приезжих сейчас заняты в транспортной сфере, строительстве и торговле. Челябинцы также не прочь заменить мигрантов в ресторанном и гостиничном бизнесе, сфере закупок. Правда, как пояснили в пресс-службе сервиса, при условии, что предложенная работа будет соответствовать их профессии. Также важны зарплатные ожидания и соцпакет.
– Они гораздо более мотивированны, – считает гендиректор союза строительных компаний Сибири и Урала Юрий Десятков.
По словам председателя Комитета по промышленности Челябинского областного отделения “Опора России” Павла Золотова, структура услуг, к сожалению, сегодня резко меняется в сторону снижения вклада в ВВП. А потому логично, что в малом бизнесе люди относятся к конкурентам из других стран с подозрением.
– Лучше, наверное, способствовать тому, чтобы приезжающие к нам люди обучались и занимали места в отраслях более важных для страны, нежели конкурировали в тех, которые не добавляют полезной добавленной стоимости, – считает эксперт. – Особенно сейчас, когда идет бурное развитие промышленности.
Впрочем, решимость отказаться от помощи “гостей” вызвана не только конкуренцией на рынке труда, но и криминогенной ситуацией. С очагами напряжения полиция пока с трудом, но справляется. Нелегальные мигранты принудительно выдворяются из страны. Выявляются владельцы “резиновых квартир” и целые ОПГ, зарабатывающие на легализации пребывания приезжих. Несомненно, изменения в миграционной политике нужны на законодательном уровне. Однозначно на первом месте должна стоять безопасность наших граждан, а не бизнес-интересы.
Следующий вопрос: способна ли экономика совсем обойтись без дополнительной рабсилы?
– Трудовая миграция снимает напряженность на рынке труда, – считает бизнес-омбудсмен Челябинской области Александр Гончаров. – Но мы за прозрачный бизнес, и рабочие руки нам нужны законопослушные. Нельзя допускать ситуации, когда мигрант оформил патент, проработал некоторое время, а потом “растворился” в необъятных просторах нашей страны. Союз промышленников и предпринимателей региона готов взаимодействовать с миграционной службой, МВД и другими органами, чтобы на системной основе контролировать пребывание мигрантов на рабочих местах и в случае нарушений отправлять их на родину.
Абсолютно зеркальная ситуация в Северной столице. Заменить трудовых мигрантов сегодня здесь так же готовы 34 процента жителей, выяснил опрос HeadHunter. Но в отличие от уральцев петербуржцы выдвигают ряд дополнительных условий: работа должна быть по специальности, условия труда – хорошими, а зарплата – выше, чем была у предшественников.
“Импортозаместить” собой иностранные кадры готовы официанты, горничные, водители, курьеры, продавцы, строители и представители других специальностей. Кстати, в петербургском общепите, как показывают исследования, уже стало работать гораздо больше местных жителей. А вот на стройках Северной столицы из-за оттока иностранцев пока не хватает рабочих. При этом Петербург по-прежнему популярен у трудовых мигрантов из стран СНГ и Азии: согласно опросам, почти треть из них готовы перебраться на берега Невы.
Корреспондент “РГ” провела свой небольшой опрос посетителей региональной площадки всероссийской ярмарки трудоустройства. В основном это были студенты и молодые специалисты технических профессий.
“Я занимаюсь обработкой металлов. Не думаю, что на тех позициях, которые мне подходят, работало много мигрантов. Но даже если и так, то готов их заменить”, – рассказал без пяти минут выпускник колледжа Алексей Синицын.
“Моя специальность – дорожное строительство. В этой сфере трудятся и мигранты, и местные жители. Но я бы вообще не делил работников по этому признаку. Главное, чтобы специалист был хороший”, – считает 25-летний Илья Проклов.
Интересно, что в последнее время Петербург взял курс на привлечение внутренних мигрантов из других регионов России. Так, городской “Центр трудовых ресурсов” объявил конкурс на создание консультационного пункта для иногородних кадров. Он станет сотрудничать со службами занятости в разных субъектах РФ. Причем их жителей собираются привлекать как на постоянную работу, так и на вахты. И вполне возможно, что скоро работа вахтовика будет ассоциироваться не только с далеким Севером, но и со второй столицей.
Источник: https://rg.ru