Активист Александр Ким снимает на видео незаконные досмотры мигрантов в Москве. Его самого регулярно останавливают полицейские. Обычно причины не объясняют. Но 20 июля при очередной фиксации незаконных действий полицейских в переходе на станции метро «Теплый стан» потребовали, чтобы Александр тоже предъявил документы. Объяснили это прямым текстом — из-за «азиатской наружности». В итоге активиста вместе с четырьмя гражданами Таджикистана и Узбекистана увезли в отделение, где продержали все выходные. 24 июля суд постановил оштрафовать Кима за неповиновение законным требованиям полицейских. Александр рассказал «МБХ медиа» о своем активизме и дискриминации, с которой сталкивается.
В Москву Александр Ким переехал из Новосибирска в 2005 году для поступления в вуз.
«Первым, кто со мной заговорил в этом прекрасном городе, был сотрудник полиции на Казанском вокзале, который содрал с меня 100 рублей, хотя с документами у меня все было в порядке, — рассказывает Александр. — Тогда были такие тарифы».
С тех пор хотя бы раз в год его останавливали полицейские, просили предъявить документы. А в феврале 2017 года, как рассказывает активист, на станции «Первомайская» к нему в очередной раз подошел сержант полиции Андрей Пышкин, заподозривший неладное в «неславянской внешности» тогда уже аспиранта МГУ. По этническому происхождению, Ким русский кореец. Когда он отказался показывать паспорт, не понимая, какое отношение он имеет к мигрантам, Пышкин силой потащил его в комнату полиции, аспирант вцепился в металлическое ограждение, полицейский по одному оттопыривал его пальцы и в результате, как выяснится позже, сломал ему большой палец левой руки. Из комнаты полиции Кима в наручниках доставили в 6-й отдел полиции Московского метрополитена, где аспиранту принесли извинения за «ошибочные действия» полицейского.
«Сотрудники полиции пытались привлечь меня к административной ответственности, несмотря на то, что прошли уже все сроки для привлечения, больше месяца с момента происшествия. Меня признали виновным, назначили штраф, тысячу рублей. В определении суда было указано, что действия полиции носили законный характер».
Проверки Следственного комитета и МВД не выявили нарушений в действиях сержанта Пышкина. В январе 2018 года юристы «Комитета против пыток» подали жалобу в ЕСПЧ, которая ожидает первичного рассмотрения до сих пор, рассказывает Ким.
После этого случая Александр посещал правозащитные школы, в частности «Руси сидящей», познакомился с правозащитницей Валентиной Чупик, которая бесплатно оказывает юридическую помощь мигрантам в России.
«В правозащитных школах нам говорили — если вы видите, что полиция проверяет мигранта, бывает достаточно просто встать рядом, и действия сотрудников уже будут возвращены в законное русло. Это я и стал делать, только еще фиксировал все на видео. Съемка важна тем, что сотрудники полиции постфактум могут поменять свои показания».
Помимо видеозаписи активист сообщал людям, которых проверяют полицейские, их права и номер Валентины Чупик, чтобы в случае задержания у них был бесплатный защитник.
В видео событий 20 июля на станции метро «Теплый стан» Александр сам подошел к группе полицейских и задержанных мигрантов. Активист спросил, на каком основании проходит проверка, ему ответили, что проводят мероприятия «Нелегал 2019». Из присутствовавших четырех сотрудников представился только капитан полиции Абдуганиев, не показав удостоверение. Самому Киму сказали предъявить его документы, раз он ссылается на Федеральный закон «О полиции» и его часть об общественном контроле гражданами.
— По внешним признакам я понимаю, что вы гражданин, может быть, не Российской Федерации. Я хочу проверить ваши документы.
— Можете уточнить причину проверки еще раз?
— В рамках мероприятий «Нелегал».
— Вы должны что-то увидеть, что отличает меня от других людей, которых вы пропускаете и не проверяете.
— Да, у вас азиатская наружность.
— Вы знаете, что у нас дискриминация запрещена по закону?
— Я вас не дискриминирую.
Ким отказался показывать паспорт исходя из того, что посчитал требования полиции незаконными и дискриминирующими. На вопрос, почему полицейские проверяют только определенных прохожих и не видят ли в этом дискриминации, сотрудники отвечали, что таковы мероприятия, а дискриминации в выборочной проверке они не усматривают. Часть людей полицейские отпустили, отдав им паспорта. Активист последовал за оставшимися задержанными в служебный автомобиль полиции и настоял на том, чтобы его, как и говорили ранее, проверили уже в районном отделении полиции. Кима задержали за неповиновение законным требованиям полиции.
В отделении его продержали в камере все выходные, несмотря на то, что он предъявил удостоверения секретаря участковой избирательной комиссии района Раменки. 22 июля его доставили в Черемушкинский районный суд Москвы, но активист ходатайствовал перенести заседание для того, чтобы он ознакомился с материалами административного дела (по части 1 статьи 19.3 КоАП). Своим «сокамерникам» из Таджикистана Александр объяснял, как действовать на суде, если их попытаются привлечь к ответственности, к кому можно обратиться за юридической помощью.
«Обычно человеку возвращают документы и прощаются с ним, могут сделать запрос по базе данных разыскиваемых лиц, — рассказывает активист. — Чтобы человека увезли в отделение, поместили в камеру, продержали сутки-двое, только чтобы убедиться в легальности миграционного статуса, честно говоря, я впервые увидел, — говорит активист. — Я испытывал ответственность за людей, возможно, они бы заплатили 500−1000 рублей и ушли, а так их задержали».
По информации Александра, двух граждан Таджикистана отпустили без составления протоколов, у третьего была фальшивая регистрация.
«После того, как меня вывезли, он дал взять пять тысяч рублей, и его освободили», — говорит активист.
Ким объяснил, что «общение» мигрантов с полицией занимается примерно час, в течение которого, если придут к договоренности, они заплатят одну сумму, но если их доставят в отделение, то выйти оттуда «дороже».
В Черемушкинский суд 24 июля пришли сами полицейские, в частности капитан полиции Руслан Абдуганиев. Сотрудники прошли в кабинет судьи. Рассмотрение началось только через полтора часа. Полицейские на заседание не явились.
«Если у нас состязательный суд, у нас должна быть вторая сторона, а роль обвинения выполняла судья, — говорит Ким. — Судебное расследование должно быть беспристрастным, а если роль обвинения выполняет судья, то о какой беспристрастности может идти речь?»
Суд удовлетворил только одно ходатайство защиты — приобщить к материалам административного дела документы, свидетельствующие о том, что Ким секретарь УИК, что означает, что для привлечения его к ответственности необходима санкция прокурора Москвы. Судья Журавлева, еле разбирая текст, зачитала протокол административного нарушения и объяснения всех четырех полицейских, написанных как под копирку. В документах говорилось, что Ким препятствовал законным действиям полицейских по досмотру «правонарушителей», хотя большинство затем отпустили без составления протокола. Свои действия по проверке они объясняли операцией «Нелегал 2019», а Ким, по их мнению, мешал им работать, отказывался показывать документы, когда сами полицейские все представились, чего нет на видео. Полицейские объясняли, что Ким сел в служебную газель и отказывался ее покидать.
«Абдуганиев говорил, что у меня „азиатская наружность“. По закону о полиции предусмотрено несколько оснований для проверки документов. Азиатская наружность и предположение о наличии иностранного гражданства не относятся к ним, — заявил на суде Ким. — Абдуганиев разъяснил, что именно азиатская наружность является причиной проверки документов задержанных не менее шести лиц. После того, как сотрудники увидели камеру, двоих отпустили».
Защитник Чупик объясняла суду, что полицейские незаконно задержали людей, включая самого Александра на основании его азиатской внешности.
«Прямо на его глазах они совершили акт дискриминации, он четко осозновал, что они не могут быть полицейскими, поскольку совершают преступление, — говорит Валентина Чупик. — Требования преступников, даже если они в полицейской форме, законным не могут считаться никак. Он действительно не подчинился трем требованиям людей в форме, но они были незаконными».
Несмотря на доводы защитника судья Журавлева признала Александра Кима виновным в неповиновении законным требованиям полицейских и постановила оштрафовать активиста на тысячу рублей. Защита будет обжаловать постановление.
«Желания общаться с сотрудниками полиции у меня никогда нет. До этого времени я пытался избежать какого-либо контакта с ними, — говорит Ким. — В среднем меня останавливают для проверки документов раз-два в год, а мигрантов могут по несколько раз в день. Я понимаю, что люди находятся в гораздо худшем положении, чем я, поэтому пытаюсь помочь».