В школах 8 сел Ширакского региона в этом году не открылся первый класс, а в 6 селах первый звонок прозвенел только для от 1-ого ученика. Большинство этих поселков находятся в альпийском поясе, в далекой Амасии и Ашоцке,
Один из самых великолепных и холодных сел Амасьи, Шагик находится на берегу озера Арпи. Школа в прошлом году находилась под угрозой закрытия, в этом году тоже не имеет первоклассника.
Чистый воздух, уютная природа, рай в холодных горах. По официальной статистике в селе проживает 296 человек. Один-два шага и видно, что цифры не имеют ничего общего с реальностью. Каждый второй дом пуст. Молодежи в селе практически нет. Основные жители – старики и несколько молодые невестки, которые ждут, когда дела мужей уладятся, чтобы и они могли уезжать к ним.
Дедушка Алексан
Дом, который вы видите, — это дом бывшего начальника. Второго такого в нашем селе вы не найдете. Продается уже несколько лет, но покупателей нет. Запрашиваемая цена невелика, но кто хочет покупать здесь дом, – указывает на дом старший житель поселка, 90-летний дедушка Алексан.
Дедушка знает о деревне все. Он говорит, что Шагик, который процветал много лет назад, сейчас присмерти. Причина одна: ухудшение социальных условий и безработица. Жители села, занимающиеся в основном скотоводством, когда-то работали в городе Гюмри, но теперь и там нет работы, и они уже не могут содержать дом, даже если и занимаются скотоводством.
Алвар, весь в красных цветах Амасьи, тоже старейшая деревня. Люди даже не посещают туда как гости из-за плохих дорог, большинство жителей уехали жить в РФ.
Село Джрадзор в Амасии, снова опустело, опять большинство людей переехало в Россию.
В школах Цахкута, Шагика, Гташена, Заришат, Какавасара, Сарагюха, Лернута Ахуряна и Станции Ани в этом году не прозвенел первый звонок.
В 18 школах области учится до трех учеников. В школах поселков Алвар, Агворик, Арденис, Джрадзор, Ахурян Ховит, Ашоцк Дзорашен также учатся по 1 ученику. Села Крашен, Почарашен, Сизавет, Тавшут, станция Джаджур Ахуряна, Зоракерт и Огмик Амасии – по 2 ученика, села Нор Ахурян и Гарибджанян Ахуряна, Кармраван Ашоцка, Айкасар Артики и Овтун Амасии – по 3 ученика.
Лаура
Продолжаю идти по селу и общую тишину нарушает строительный шум. Мы вносим ванную, прибавляем комнату, — взволнованно говорит хозяйка Лаура Асатрян, — один из братьев Лауры живет в Ереване, другой — в Москве. Mного лет были в Москве, но она снова вернулась,-говорит- лучше родного места нет ничего.
Лаура работает в школе, не считая сельскохозяйственные работы. Еще занимается пчеловодством.
Говорит,- трудно, но надо жить как-то. Если все уедят, кому останеться страна. Наше географическое положение тоже трудное. Через эту гору Турция. Туркиследят за нами. Разве можно быть таким безответственным?-спрашивает она. И продолжает, когда была маленькой, мама всегда велела держать тондыр заженным, даже если не надо было испечь хлеб, чтоб турки с той стороны увидели что село многолюдно.
Она живет здесь с сестрами, которые когда-то пытались поселиться в России, как и она, но вернулись, чтобы сохранить деревню. Сейчас они вместе ремонтируют дом, советуют последовать их примеру, и пытаются дать понять государству, что их нельзя оставлять без внимания, они должны позаботиться о нуждах села и обеспечить необходимые нормы для нормального жизнь.
Там тоже трудно жить, говорит Лаура. Весь день нужно работать и почти все платить то полицейским то налоги. Да когда говорят зарплата высокая сравнивая с здешними, это так, но если хорошенько считать, то тебе останется столько- сколько и здесь получаешь.
Я не думаю о себе, то- что мне нужно, я сама могу создать. Стала лягушкой-изобретателем, – улыбаясь, говорит Лаура и продолжает, – даже фрукты к нам прибывают поздно, фруктов и овощей почти нет, поэтому я разработала собственную технологию, чтобы иметь возможность сохранять свежесть надолго того, что доступно. Лаура уже начала готовиться к Новому году, говорит, что за годы, прожитые за границей, очень соскучилась по этому празднику. любит армянский Новый Год. .