Для работы в Россию могут приехать мигранты из Кении, Вьетнама и КНДР. Работодатели готовы привлекать к работе кадры из стран Африки и Азии на фоне снижения потока трудовых ресурсов из Европы и СНГ.
В Россию приедут рабочие из Кении, об этом сообщил официальный представитель Государственной палаты страны Хусейн Мохамед. Первые 10 тыс. рабочих прибудут в Россию из Кении в ближайшее время. Договоренность с российской стороной достигнута, сообщил он.
Также ведутся обсуждения о привлечении на российский рынок работников из Вьетнама, сообщил независимый эксперт в сфере миграции Вадим Коженов. Кроме того, российские работодатели заинтересованы в привлечении рабочих из КНДР, отметил он. Выходцы из этой страны и сейчас работают на российских стройках, и компании заинтересованы в увеличении трудовых ресурсов из Северной Кореи.
Если оценивать эти страны с точки зрения объемов трудовых ресурсов, то население Вьетнама и Кении составляет 100 и 50 млн человек соответственно, КНДР – 26 млн человек. В то время как в лидирующих по числу трудовых мигрантов в России странах намного меньше: Таджикистан имеет население в 10 млн человек, Киргизия – 7 млн человек, Армения – 3 млн человек. Поэтому речь идет о действительно ресурсоемких странах.
Мигранты, которые раньше ехали в Россию, теперь переориентируются на другие страны, где они могут заработать больше.
Сейчас происходит переориентация внешних связей и миграционных потоков тоже в азиатском и африканском направлениях, говорит Волох. Потенциально для пополнения трудовых ресурсов России интересны страны Африки и Азии. И приток сотрудников теоретически возможен, особенно из стран с низким уровнем дохода. В то время как Россия проходит период “демографической ямы”, в африканских странах растет доля молодого населения. Демографы относят Африку к быстрорастущим континентам, который к 2050 году будет населять 2,5 млрд человек.
При этом нужно учитывать и географические особенности. Так мигранты из африканских стран больше интересны работодателям европейской части России, иностранцев из Азии традиционно больше в восточной части страны: на Дальнем Востоке и в Сибири.
Безвизовые трудовые мигранты, приезжающие из бывших республик СНГ, составляют большинство – их около 80% от общего количества. Оставшиеся 20% приходятся на визовых мигрантов, которые должны получить разрешение на работу в России, рассказывает Волох. Разрешение на привлечение должны получить и работодатели. Более сложный порядок трудоустройства не пугает работодателей и сотрудников, но количество визовых трудовых мигрантов, которые имеют право работать на территории России, ограничено размером квоты, отмечает Коженов. На 2024 год минтруд установил, что Россия готова принять из визовых стран 155 тыс. работников. Таков размер утвержденной на этот год квоты. Дополнительно заложен резерв в 51,9 тыс. человек, который может быть распределен на регионы по их запросу.
По словам регионального министра строительства Алексея Колмакова, сегодня отрасли не хватает 4,5-5 тысяч человек, в основном, рабочих. Их приходится искать за рубежом. “Сейчас Минстрой России активно прорабатывает возможность привлечения молодых людей – студентов и специалистов строительной отрасли – из Северной Кореи. Мы подали заявку”, – сообщил министр.
В этом году в Новосибирской области зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы – в декабре он составил 8,8 тысячи человек, или 0,6 процента от численности рабочей силы. По мнению старшего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Сергея Капелюка, без мигрантов проблему кадров сибирским регионам не решить в ближайшие 20 лет – до тех пор, пока не войдут в трудоспособный возраст представители поколений конца “нулевых” – “десятых” годов. Миграция долго играла важную роль на российском рынке труда. И в отличие от демографической ямы, сокращение миграционного потока не прогнозировалось.
Источник: https://rg.ru/