Алла Че
В декабре 2017 года лидера движения “Таджикские трудовые мигранты” Каромата Шарипова посадили на самолет Москва – Куляб и принудительно отправили на родину. Ранее у него изъяли паспорт РФ, объявив его поддельным, лишили российского гражданства, “выписали” из подмосковной квартиры, где он проживал вместе с женой, детьми и внуками. К спецоперации по выдворению правозащитника подключились правоохранительные органы, суды и, конечно, пропаганда, немедленно объявившая Каромата Шарипова “эстремистом” с фальшивым паспортом.
Сейчас Шарипов живет в Таджикистане, вдали от семьи, которая осталась в Подмосковье. Он продолжает бороться за восстановление справедливости и за воссоединение с родными. С этой целью уже подготовлено и вот-вот будет отправлено заявление в Европейский суд по правам человека – все российские суды, как можно было ожидать, остались глухи к его обращениям и доводам.
Мы связались с Кароматом Шариповым и попытались вместе с ним разобраться в этой драматической истории.
Каромат Бакоевич – бывший российский военнослужащий, уроженец Таджикистана, который проживал в этой республике до 1980 года. 20 лет он отслужил в рядах Советской, а затем Российской армии, что подтверждает справка Минобороны.
В 1999 году Шарипов был уволен в запас и сразу получил российское гражданство – паспорт и военную пенсию. По выслуге лет ему была предоставлена квартира в подмосковных Котельниках, где он прописался и поселился вместе со своей семьей – женой и четырьмя детьми.
Будучи человеком, неравнодушным к судьбам своих земляков, в 2001 году Шарипов занялся правозащитной деятельностью – учредил Фонд поддержки выходцев из Республики Таджикистан “Точик-диаспора”. Через шесть лет, в 2007 году, было организовано движение “Таджикские трудовые мигранты” под руководством Каромата Шарипова. Оно развернуло активную деятельность по защите прав таджикистанцев, которые работали в России. По словам Шарипова, проблем в этой сфере хватает – это и хроническая невыплата зарплаты, с которой сталкиваются чуть ли не все мигранты, и незаконные задержания и аресты, судебный и полицейский произвол, нападения и даже убийства на почве межнациональной розни.
“В Таджикистане работы нет, – рассказывает Каромат Шарипов. – Около 70% трудоспособного населения трудятся в России – занимаются самой черновой работой, строят практически все объекты, обеспечивают бытовое обслуживание населения. При этом эти люди совершенно беззащитны. Читать – писать многие не умеют, даже жалобы составить не могут. СМИ их игнорируют… С ними обращаются как с людьми низшего сорта, и все госорганы против них: МВД, ФСИН, миграционная служба. Наше движение занималось защитой прав и решением проблем трудовых мигрантов – у нас был свой собственный сайт, газета “Голос таджикистанцев”, которая распространялась бесплатно тиражом 50 000 экземпляров, работали волонтеры и юристы. Мы выявляли попытки вербовки мигрантов в ИГИЛ и “Талибан”. У нас работали спортивные клубы для мигрантов и проводились учебные занятия – люди могли развиваться, обучаться… Сейчас всего этого уже нет”.
Каромат Шарипов лично выезжал решать многие трудовые конфликты. Например, неоднократно он бывал в подмосковных Химках, где в 2015-2016 годах отмечались многомесячные задержки выплаты зарплат дворникам и те были доведены до полуголодного существования.
Проблемы у движения “Таджикские трудовые мигранты” начались в 2014 году, после столкновений на московском рынке “Садовод”, в которых участвовали мигранты из Таджикистана. Каромат Шарипов по просьбе своих земляков выезжал на место, пытался урегулировать ситуацию, написал обращения в различные государственные органы.
В итоге на него завели уголовное дело и рано утром к нему на квартиру, до смерти напугав родственников, заявился вооруженный ОМОН с обыском. Пытались подбросить наркотики, но благодаря бдительности сына Шарипова это не удалось. Обыскали и офис “Таджикских трудовых мигрантов” – ничего “интересного”, разумеется, не нашли. Впоследствии через суд правозащитнику удалось признать обыски незаконными.
Однако в 2015 году они повторились, а в 2016-м Минюст взялся за ликвидацию организации, выявив “ошибки в документах”. Начались долгие судебные тяжбы. Но, несмотря на это, движение “Таджикские трудовые мигранты” продолжало свою работу: предоставляло людям информационную и юридическую поддержку, издавало газету, освещало проблемы мигрантов, публикуя видео на YouTube-канале Каромата Шарипова. Был снят фильм “Тайны трагедии таджикских мигрантов: кому это выгодно?” в нескольких частях, продюсером которого выступил Каромат Шарипов.
Вероятно, переломным моментом для судьбы движения “Таджикские трудовые мигранты” стали волнения возле торгового центра “Люблино” в сентябре 2017 года. Тогда сотни таджиков, возмущенные убийством своего соотечественника сотрудниками ЧОП, вышли на акцию протеста – чем, видимо, изрядно напугали власти.
Прокуратура объявила Шарипову, что он подозревается в организации протестов. Через некоторое время он был задержан, и у него изъяли российский паспорт. Люберецкий суд принял решение о снятии Шарипова с регистрационного учета и выдворении из России. Основным доводом для суда стали справки, предоставленные МВД Республики Таджикистан о том, что он якобы является гражданином этой страны.
“Хоть я и родился в Таджикистане, но никогда не был гражданином этой страны! – поясняет Каромат Шарипов. – Я служил в Вооруженных силах РФ, а затем, в 1999 году, сразу получил российский паспорт и регистрацию. Комиссия при президенте Таджикистана рассмотрела мою жалобу на лишение гражданства РФ – и мне сказали, что, мол, на них было очень сильное давление со стороны России, поэтому они и выдали эти фальшивые справки. Перед ними поставили такое условие – “или высылаем миллион ваших граждан, или забирайте своего Шарипова”. Вот они и выдали эти справки, на основании которых меня лишили гражданства”.
Шарипова, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, не дав ему возможности повидаться с близкими, поместили в Егорьевский спецприемник для мигрантов, а затем рейсом Москва – Куляб отправили в Таджикистан, где он находится и по сей день.
Движение “Таджикские трудовые мигранты” ликвидировано, газета “Голос таджикистанцев” больше не издается. “Единственная цель спецоперации против меня – оставить трудовых мигрантов без какой-либо защиты”, – считает Каромат Шарипов.
Тем не менее, несмотря на ликвидацию организации, вдали от России и практически без средств к существованию (военной пенсии РФ правозащитник лишился), он продолжает свою активную общественную деятельность. “Мы не прекращаем свою работу ни на минуту, люди все время обращаются к нам за помощью. Мы ведем аккаунты в соцсетях и помогаем чем можем. Ведь ситуация с правами мигрантов все время ухудшается”.
Параллельно Шарипов борется за возвращение гражданства и возможность вернуться к семье, все члены которой живут в России и являются ее гражданами: “Главное, что для меня важно, – это восстановить свое доброе имя, добиться признания того, что мои права ущемлены. Я – гражданин России, имею заслуги перед этой страной, это подлость – так поступать со мной!” – уверен правозащитник.
На российские органы власти, однако, надежды уже нет – оспорить решение о своем выдворении Каромату Шарипову не удалось, хотя его адвокаты дошли до Верховного суда РФ. Обращения в ОБСЕ и ООН также не принесли результатов…
Остались два инструмента – Европейский суд по правам человека в Страсбурге и общественный резонанс вокруг этой истории.
“Мой адвокат сказал, что помочь мне может только внимание СМИ”, – говорит Каромат Шарипов.
—–