Во второй половине 2024 года экономика Армении сохранит темпы роста, если не будет резкого воздействия внешних факторов. Эксперт научно-исследовательского центра “Амберд” Армянского государственного экономического университета Оганес Мелкумян в беседе с Арменпресс коснулся публикуемых Статистическим комитетом РА текущих макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое положение страны.
– Статистика показывает, что в июне текущего года показатель экономической активности увеличился на 11,2% по сравнению с предыдущим месяцем, а по сравнению с июнем 2023 года зафиксирован рост на 7,1%. Означает ли это новые темпы роста экономики Армении или это результат действия других факторов?
– По сравнению с первыми месяцами года, в мае-июне, в экономике Армении наблюдалось определенное замедление, однако по сравнению с предыдущими годами экономический рост продолжает находиться на высоком уровне. Рост показателей экономической активности в указанные Вами периоды является проявлением определенного оживления в период летних каникул. Началась более активная туристическая фаза, и, исходя из этого, экономическая активность населения в июне выросла по сравнению с маем. А по сравнению с июнем 2023 года рост на 7,1%, зафиксированный в первый месяц лета этого года, не так уж и высок, учитывая показатели последних 8 месяцев. Торговля, промышленность, а также строительство и сфера услуг продолжают оставаться основными драйверами экономики.
– Чем вызвано замедление экономического роста Армении в мае?
– Если смотреть по секторам, то в основном этому способствовало снижение показателей сферы услуг. Между тем, в торговом и промышленном секторах в мае сохранились высокие темпы.
– Сохраняются высокие темпы внешнеторгового оборота. Изменилась ли структура экспорта и импорта?
– Существенных изменений нет. Прирост по сравнению с прошлым годом действительно довольно высокий. Это связано с факторами торговли металлами и золотом. Доля золота в общей структуре экспорта остается высокой. Импорт из России и экспорт в Россию продолжают доминировать по торговым направлениям. Объем экспорта в ОАЭ также достаточно велик.
– По Вашей оценке, удастся ли такими темпами достичь запланированного правительством 7-процентного темпа экономического роста в этом году?
– Полугодовые данные подтверждают это. Я думаю, это сработает. Несмотря на некоторое снижение в течение года, темпы роста по-прежнему сохраняются.
– Ожидается ли инфляция?
– В июне по сравнению с тем же месяцем прошлого года цены выросли всего на 0,8%. В целом рынок по-прежнему находится в медвежьей ситуации. Я думаю, что у нас не может быть инфляционных ожиданий. Уровень инфляции может несколько повыситься, но, скорее всего, останется в пределах целевого диапазона. Темпы инфляции в последние месяцы были небольшими, но составляют до 1%. Исходя из этого, можно сказать, что значительной инфляции не произойдет.
– То есть резких экономических потрясений во втором полугодии не прогнозируется?
– Такое может произойти только в том случае, если будут иметь место определенные колебания, вызванные внешними факторами, особенно в торговле и промышленности, которые являются основными компонентами, способствующими росту нашей экономики с конца 2023 года. В случае колебаний возможны определенные структурные сдвиги. В противном случае, я думаю, эти темпы продолжатся.
Роль внешних факторов очень велика. Это во всех аспектах влияет не только на Армению, но и всю мировую экономику. Поэтому, я думаю, никаких потрясений, вызванных экономическими факторами, не будет, если только не произойдет резкое изменение внешних обстоятельств.
Грайр Назарян
Published by Armenpress, original at https://armenpress.am/ru/article/1196593