Как дальше будет развиваться процесс миграции? Способно ли правительство КР уладить проблемы в этой сфере? Есть ли планы по созданию новых рабочих мест?

На эти и другие вопросы ответы искали гости программы «Арай көз чарай» – бывший статс-секретарь Госслужбы миграции Тынычбек Табылдиев, руководитель Межрегионального главного управления Министерства экономики КР Зайнидин Жумалиев и заместитель председателя кыргызской диаспоры в городе Оренбурге (Россия) Урмат Жамгырчиев.

«Азаттык»: Урмат мырза, на протяжении последних недели-двух из Оренбургской области и граничащих с ней районов в Кыргызстан возвращаются мигранты. Есть информация, что еще много тех, кто остается пока там. Какова сейчас ситуация на местах?

Урмат Жамгырчиев: С тех пор, как в ночь на 17 марта Казахстан закрыл свои границы, наши соотечественники не могут добраться до Кыргызстана.

Оренбургская область России граничит с Казахстаном, там имеется более десяти контрольно-пропускных пунктов (КПП). И самый главный КПП – это Соль-Илецк. На сегодня более 600 кыргызстанцев живут в палатках около местечка, которое называется Бузулук.

Есть еще группа наших граждан, которые услышав, что с 5 мая будут открываться границы, выехали из Москвы в эту сторону. Но информации о том, когда все-таки откроют границу, до сих пор нет. С теми, кто сейчас там с самого первого дня, на связи находятся сотрудники Посольства Кыргызстана в России.

Зайнидин Жумалиев: Конечно, у правительства Кыргызстана есть планы по созданию условий для обеспечения приезжающих извне граждан КР рабочими местами. Внутри самой страны из-за ситуации с коронавирусом, приостановлена работа предприятий, наблюдается спад в продажах и сфере услуг. Многие кыргызстанцы остаются без работы.«Азаттык»: Зайнидин мырза, МИД сообщил, что из более чем 50 стран мира поступают просьбы кыргызстанцев, которые хотят вернуться на родину. Большинство из них теперь остались без работы. Скажите, есть ли у правительства план по созданию рабочих мест, на чем он основывается?

По состоянию на 1 января 2020 года более 730 тысяч человек в Кыргыстане занимались частным индивидуальным предпринимательством. В стране насчитывалось примерно 24 тысячи субъектов малого бизнеса, примерно 4,5 тысячи средних компаний и более 1,5 тысячи крупных производств. В аграрном секторе насчитывалось 344 тысячи фермерских хозяйств. Все это – показатель того, что в Кыргызстане можно свободно трудиться и зарабатывать.

То есть, каждый кыргызстанец может воспользоваться послаблениями и льготами при открытии своего дела, когда начинает собственный бизнес. Будь то вернувшиеся из России или еще откуда-то. У мигрантов, которые работали за рубежом, имеется большой опыт в строительном секторе, сфере оказания услуг и других отраслях. Большинство из них – образованные и компетентные люди, и было бы хорошо, если бы им нашлось применение на родине, чтобы они внести свой вклад в развитие страны.

Начиная с 1 мая, возобновили свою работу производственные предприятия. Правительство КР предусмотрело дополнительные стимулы. Недавно только было принято решение о выделении 14 млрд сомов на кредитование бизнеса и промышленности. В 2021 году планируется довести эту сумму до 40 млрд сомов. Для сельскохозяйственных кредитов предусмотрено около 7 млрд сомов.

«Азаттык»: Тынычбек мырза, довольны ли вы работой правительства КР, которую оно ведет в сфере миграционых процессов? Насколько эта работа организована и упорядочена?

Тынычбек Табылдиев: Наши соотечественники едут за рубеж не от хорошей жизни. Из-за отсутствия работы в Кыргызстане они вынуждены становиться мигрантами в другой стране. У большинства тех, кто работал в России, нет денег, которые они могли бы инвестировать в экономику Кыргызстана.

Надо понимать, что 14 млрд сомов, которые предусматриваются для выдачи в виде кредитов, это помощь для предприятий внутри Кыргызстана. Но для тех, кто прибывает извне необходимо предусмотреть отдельные меры. В России проживает как минимум полмиллиона наших сограждан. Если хотя бы 50 тысяч из них захотят вернуться в Кыргызстан, что будет делать правительство? Есть ли у него какой-то анализ, прогнозы? Мы этого не знаем. Еще до приезда этих 50 тысяч, мы намучились с теми 15 тысячами, что вернулись на сегодняшний день.

Из Москвы недавно был отправлен самолет почти с 400 гражданами на борту. Большинство из них – люди больные, с особенностями здоровья и после перенесенных операций. Но если в Кыргызстан приедет около 50 тысяч мигрантов, куда и где размещать их для обсервации? Где они будут лечиться, правительство страны к этому готово? И если после болезни они выздоровеют, сможем ли мы обеспечить работой такое большое число людей? Ответы правительства на эти вопросы, его программу мы пока не услышали.

 

Автор: Бакыт Орунбеков

Источник: https://rus.azattyk.org