Интервью известного журналиста, члена ВКЭЖ и эксперта по трудовой миграции в России Асилбека Эгембердиева о дальнейших перспективах трудовой миграции в Россию
— Асилбек Калмаматович, какой будет миграционная политика в России после кризиса COVID-19?
Это вопрос интересен многим, поскольку есть основания полагать, что миграционная политика в России существенно изменится, причем изменится в лучшую сторону в отношении мигрантов, которые прибывают без визы. В первую очередь некоторые правила, о которых сейчас много говорят представители тех стран, которые поставляют трудовых мигрантов в Россию. Думаю, что многие преграды, препятствующие прибытию мигрантов, будут отменены. Они ведь, по сути, соотечественники, многие имеют здесь корни, хотят жить и работать в России.
Сейчас мало информации, не очень хорошо понятно, как будет проходить легализации и правовое регулирование мигрантов, об этом предстоит подумать российским законодателям. Есть проблемы, такие как трудовые отношения с работодателями, отношение полицейских к мигрантам — в силу этих обстоятельств российская миграция выглядит не совсем комфортно сегодня. В последнее время количество нелегальных мигрантов существенно выросло, чему виной непрозрачность миграционной политики, в особенности для стран, с которыми веден безвизовый порядок.
Пандемия коронавируса и экономический кризис дает шанс пересмотреть некоторые правила приема и устройства на работу трудовых мигрантов, пересмотреть и скорректировать некоторые положения федерального законодательства. Это необходимо, в частности, потому, что часть трудовых мигрантов временно уедет; один только Кыргызстан примет, по разным оценкам, до конца года порядка 200 тысяч человек. Так что избытка мигрантов скоро не будет, что и потребует решать проблемы их правового положения в России.
Впрочем, есть определенные сдвиги в этом направлении. МВД РФ ведет разработку нового правового режима, единого портала и приложения для мигрантов, которые прибывают в Россию на длительный срок; эта работа ведется по поручению президента России Владимира Путина о корректировке Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. В приложении будут личные кабинеты, в которых они смогут взаимодействовать с госорганами и получать информационную рассылку, в особенности уведомления о том, что необходимо обновить патент или продлить свой миграционный учет. Если подобная система будет создана, то очень многие проблемы трудовых мигрантов будут разрешены или очень сильно облегчены.
— Что сегодня делать мигрантам: оставаться в России или пока уехать?
Сложилась сложная, нестандартная ситуация, вызванная коронавирусом, и действительно многие думают сейчас уехать, а потом вернуться на работу. Это связано с тем, что очень и очень многие мигранты оказались загнанными в угол: живут в арендованных квартирах более двух месяцев, деньги заканчиваются или уже закончились, жить не на что, нечем платить за квартиру. Хотя большинство все еще сидят и ждут завершения самоизоляции, тем не менее, многие уже стали склоняться к отъезду.
Думаю, что властям принимающей страны нужно бы обратить внимание на положение мигрантов, хотя бы в порядке благодарности за их многолетний труд. Небольшая финансовая поддержка (которую мигранты вернут своими платежами уже в течение следующих же месяцев) позволила бы снять остроту проблемы. После окончания самоизоляции, потребность в их труде резко возрастет и они без особых проблем найдут себе работу.
Мрачные прогнозы о разгуле преступности не оправдались, трудовые мигранты из всех стран Центральной Азии показали себя очень достойно. Если бы Москва выделяла бы финансовую помощь для поддержки мигрантов, например, на проживание, питание или на отъезд особо нуждающихся на родину, то было бы еще легче и проще.
Вообще, отношение властей определяет реальное положение трудовых мигрантов. Пока власть их не ценит, то и работодатели тоже будут относиться так же, выискивать возможности нелегальной эксплуатации, в особенности тех, кто не по своей воле оказался мигрантом нелегальным. Все же мигранты выполняют огромный объем работ, в том числе и социально значимых (мигранты вывозят мусор и осуществляли дезинфекцию улиц и помещений), и властям стоит ими дорожить.
— Как развиваются отношения между странами в рамках интеграции в ЕАЭС?
Если взять в контексте миграции в рамках ЕАЭС трудовых ресурсов, то отношения существенно изменились. Армения, Беларусь и Кыргызстан в основном поставляют трудовые ресурсы для России и Казахстана. Эти принимающие страны создают свои, внутренние препятствия, не предусмотренные интеграционными соглашениями. Это создает непонятный для партнеров прецедент невыполнения взятых на себя обязательств.
В России это, к примеру, искусственно созданное правило, что мигрант должен жить там, где зарегистрирован (хотя российские же граждане далеко не всегда живут по адресу регистрации), или внесение мигрантов из стран ЕАЭС в список нежелательных лиц за два административных нарушения, даже в том случае, если эти нарушения устраняются сразу же нарушителем. Есть еще ограничения и препятствия в медицинском обслуживании, в образовании, в устройстве детей мигрантов в детские сады и школы, и так далее, и так далее.
Странам ЕАЭС нужно выйти на новый уровень интеграции, создать и соблюдать прозрачные правила использования трудовых ресурсов. Тем более, что в России мигранты стараются заработать, получают кредиты, оформляют ипотеку на приобретение жилья; немало из них видят свою будущую жизнь в России. Сегодня много разговоров о том, что в России много нелегальных мигрантов, что их надо легализовать.
-Что можете сказать, как отразиться кризис на самих трудовых мигрантах?
Сама по себе проблема легализации возникла из-за частого изменения миграционного законодательства в России, за которыми мигранты не успевали. В России упразднили Федеральную службу миграции, которая ведала делами непосредственно трудовой миграции.
Сколько бы ее не критиковали, ФМС сделала огромный вклад в историю трудовой миграции в России, в упорядочивание и придание ей цивилизованного облика. Сегодня мигрантов снова передали в МВД РФ, в котором создано управление по делам миграции, то есть регулирование миграции передали полицейским.
Это был очень неудачное решение, вызвавшее многочисленные негативные последствия. ФМС занималась устройством, помощью мигрантам, оформлением документов, а МВД сейчас занимается, главным образом, проверками и штрафованием мигрантов. У полиции другой подход к решению стоящих перед ними задач, и передавать миграционные дела в МВД было явной ошибкой.
Теперь, наверное, стоит подумать о возрождении ФМС или создания какой-либо другой аналогичной структуры по делам мигрантов вообще, и трудовых мигрантов в частности.
Легализация — это позитивный и остро необходимый момент, который резко и ощутимо улучшает положение каждого конкретного мигранта, который оказался в нелегальном статусе. Подавляющее большинство из них, как это признают уже и в МВД, стали нелегалами не по своей воле и под давлением обстоятельств. Прощение вынужденного нарушения возвращает их в легальное поле.
Я надеюсь, что с созданием электронной системы взаимодействия с мигрантами, которое позволит отменить миграционный учет, нелегальных мигрантов почти не останется.
— Будут ли изменения в правилах приема мигрантов в России?
В России могут ввести новые правила приема, что связано с пандемией коронавируса, например, усилить санитарный контроль, требовать справки об отсутствии заражения и так далее. Также могут измениться некоторые правила по легализации и трудовой деятельности мигрантов.
Кризис заставляет и отправляющие, и принимающие страны изменять миграционный режим. В этом случае, надо уже обращать внимание на профессиональную подготовку выезжающих на заработки, поскольку квалифицированных работников будут брать, конечно, охотнее.
— Когда могут возвратиться мигранты в Россию?
Выехавшие за пределы России, скорее всего, вернутся не скоро, поскольку осенью ожидается вторая волна пандемии и связанного с ним кризиса и различных ограничений. Думаю, что мигранты останутся у себя на родине как минимум до конца года.
Сейчас многие собираются уехать, как из-за отсутствия работы, так и из-за стремления навестить детей, семьи, родных. Многие мигранты имели планы отпуска на родине, но закрытие границ и самоизоляция сорвали эти планы. Они ждут, когда откроются границы, и, возможно, летом сами смогут уехать, поскольку сейчас, даже остро нуждающиеся, даже при помощи Посольства Кыргызстана в России, далеко не всегда могут выехать.
— Асилбек Калмаматович, что бы Вы посоветовали странам, откуда едут мигранты в Россию?
В первую очередь, я бы хотел посоветовать пересмотреть свой подход к трудовой миграции, и воспринимать Россию не местом, куда отправляется излишек граждан, а воспринимать заработки своих граждан в России как часть своей экономики.
У Кыргызстана и других стран есть шансы пересмотреть свое миграционное законодательство, уделив в нем первостепенное внимание подготовке граждан к миграции: профессиональное обучение, языковая подготовка, правила и законодательство, обращение в различные органы и в полицию, ведение трудовых отношений с работодателем и составление трудового договора.
Эти вопросы стали главными, потому что мигранты едут, в основном, безграмотные и необразованные; такие работники в России не нужны.
В МИД и Государственной службе по миграции Кыргызстана наверняка есть план на время после кризиса, в частности, план подготовки своих граждан для работы в России. Мы о нем слышим, но так и не увидели пока, как это план должен заработать.
Представительство ГСМ в России также пока работает весьма слабо, хотя обстановка требует активизации их усилий. Если эти меры реализовать без отлагательств, то ситуация улучшится, и мы будем лучше готовы к различным кризисным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем.
Ляман С.
@sd_lyaman
Источник: http://ethnokongress.ru