Сегодня будет непростая, сложная и многогранная тема: женщины среди трудовых мигрантов. Женщины ныне выступают в самых разнообразных ролях. Домохозяйка, врач, повар, учитель, работница, бизнесмен, водитель, уборщица, продавец, доярка, чиновник – да вряд ли все можно перечислить.
На долю женщин Кыргызстана выпали трудные времена, когда им приходится одновременно заниматься семьей (домашний очаг без женщины невозможен) и заработками.
По имеющейся статистике, 49% численности граждан Кыргызстана в России составляют женщины, тогда как среди узбеков – 20%, а среди таджиков – 15%. Кыргызская трудовая миграция в Россию наполовину женская.
Дети – это “золотой запас”
Из детства всегда остаются светлые воспоминания о матери. Она и накормит, и побалует. Семьи были многодетные, минимум три ребенка, максимум десять и более. Все дети были здоровыми и выходили во взрослую жизнь. “Мать-героиня” – такое звание присваивалось матерям многодетных семей. Такая честь была оказана и моей, уже покойной, матери, у которой было восемь детей.
Дети, как мы сегодня можем видеть, это “золотой запас” государств Центральной Азии. Дети, родившиеся в 1980-х и 1990-х годах очень выручают республики теперь, своим трудом. Хотя труд сейчас практически не ценится. Пополнение этого “золотого запаса” – есть главная задача женщин; ну а потом воспитание, прокормление, обучение, выдача замуж или женитьба. Все это тоже делают женщины, и часто одинокие женщины или “матери-одиночки”, как их нередко называют.
Мать-одиночка
В наши дни каждая третья женщина в разводе, имеет несколько детей, многие из них скитаются по разным странам и по родственникам. Дети маленькие, муж бросил, на государство нет никакой надежды, детей надо поднять достойной и на зависть врагам сыграть их достойную свадьбу.
Гулбарчын – 39 лет, мать-одиночка, воспитала двух детей сама. Муж ее бросил, когда дочери не было и двух лет. Теперь сыну 12 лет, дочери – 19 лет, в прошлом году она вышла замуж. Как рассказывает Гулбарчын, она восемь лет ездит на заработки в Москву. Она так и не вышла замуж, живет с детьми, а старая мама живет дома, на родине. Иногда брат приходит на помощь. Она купила квартиру в Джелалабаде, сделала ремонт. Говорит, что ждет свою судьбу, может быть, с кем и познакомится.
История Гулбарчын – это отражение судьбы очень многих женщин в Кыргызстане, не менее трети из них.
В Москве Гулбарчын работает поваром. Начинала она помощником повара, а потом сама стала поваром. Грустные глаза молодой женщины говорят сами за себя. Она очень красивая женщина, все в ней: длинные волосы, черные глаза, белоснежное лицо – все это может понравиться любому мужчине с первого взгляда. Глаза остались грустными, как выражение выпавших на ее долю тягот.
В прошлом году она ездила на родину, сыграла свадьбу дочери. Говорит, что собралось около 500 гостей, более полумиллиона сомов было потрачено. Гулбарчын говорит, что ей не было стыдно перед друзьями и родственниками, и даже врагами, свадьбу сыграли так, как полагается. Дочь и родственники остались очень довольными. В Кыргызстане есть традиция, что родители должны вырастить детей и должны их женить или выдать замуж.
Только вот эти правила далеко не всегда соблюдаются мужчинами. В тот вечер отец не пришел на свадьбу дочери, не благословил и не поздравил ее. Гулбарчын было немного неудобно из-за этого, что ее бывший муж и отец невесты не пришел, хотя его приглашала и она сама, и дочь, с которой он общается. Но, не унывает, ей не привыкать; она жила без него и проживет без него и дальше.
Гулбарчын улетела на родину, потому что мать ее стала уже стара, да и она соскучилась по своему сыну, который живет у брата. Показывает мне подарки для сына, который идет в шестой класс школы. Он уже подрос, и на него у него большая надежда, чтобы он после школы не оставался в айыле, пошел учиться дальше, получил образование и удачно женился. “Ведь он будет моим кормильцем. Если жива буду и наступит старость, хочу увидеть внуков”, – смеется Гулбарчын.
Личная жизнь
У Гулбарчын, конечно, нет личной жизни, как и многих других женщин в Кыргызстане. Полжизни прошло в воспитании детей и заработками за границей. Все время занята, времени на личную жизнь просто не остается. Она могла бы работать дома, по профессии (она – медсестра), может быть, смогла бы найти себе друга, с которым жизнь стала бы намного легче, и устроить свою карьеру. Теперь, как она сказала, немного побудет дома, отдохнет, и потом опять уедет в Москву на заработки.
Работа теперь ее жизнь. Пройдет еще десять лет, ей надо будет на пенсию, которую она не получит. Хотя работает она вроде легально, но она не уверена, что работодатели отчисляют в пенсионный фонд. Вроде бы все было оформлено нормально, но у нее есть сильные сомнения.
В детях их будущее
Лично мне судьба Гулбарчын не дает покоя. Жизнь одна, и ее надо прожить, ну уж конечно не на работе. Что надо сделать, чтобы матери стали хоть немного счастливее, чтобы женщины жили немного побогаче, могли позволить себе наряды и отдых.
Но пока что судьбы тысяч и тысяч женщин связаны с их детьми. Как она их вырастит, так она и встретит старость. От детей зависит, что она не будет в старости скитаться по родственникам. Даже родная сестра не оставит у себя надолго, потому что у нее своя жизнь, дети, дом. Но и дети тоже вырастут и уедут, а женщине придется остаться одной, потому что детям тоже надо устраивать свою жизнь, да и зарабатывать тоже. Сплошная загадка, чтобы разгадать ее целиком, надо еще раз родиться.
Асилбек Эгембердиев, Москва
Источник: https://kginfo.ru