Курсанова Махабат и Латипов Нургазы – семейная пара, которая уже долгое время находятся в трудовой миграции.
Махабат рассказывает, что в 2005 году она уехала на заработки в Российскую Федерацию еще совсем юной и молодой. Там же она познакомилась с Нургазы. Вдали от Родины, они решили пожениться и после свадьбы остались работать в Москве.
Начиная с 2005 года по 2019 год мы с супругом трудимся в городе Москва. Долгое время я работала в одном из ресторанов города. Сначала занималась уборкой, работала посудомойкой и затем я устроилась поваром. Для меня покорение Москвы далось с трудом. Я совсем юная, без русского языка, без знаний о законодательстве Российской Федерации приехала в большой мегаполис.
Одной из самых больших и часто встречающихся проблем у наших трудовых мигрантов, является невыплата заработной платы. Основной причиной невыплаты либо неполной выплаты заработной платы нам, работникам ресторана за проделанную работу было отсутствие трудовых договоров с работодателями. А ведь раньше, я об этом совсем не знала. Мне могли устно сказать, что моя зарплата будет 20 000 рублей, а потом выдать 14 000 рублей и ничего я с этим не могла поделать.
Мой супруг Латипов Нургазы, долгое время работал в строительном секторе. А там вообще беспредел с выплатой заработной платы. Он заметил, что мигранты из Кыргызстана, работающие в строительной сфере, при отсутствии договоров, делятся на две группы. Первые, состоят в фактических трудовых отношениях со строительными фирмами напрямую, а вторые работают по отдельности или бригадами, выполняя сдельную работу, то есть имели трудовой контракт со строительными фирмами и частными заказчикам. Так как он работал во второй группе, то всегда имел большие проблемы с выплатой заработной платы.
Еще одной большой проблемой, говорит Нургазы, которая происходит из- за отсутствия трудового договора, является отсутствие у граждан Кыргызстана информации о работодателе. Так, многие мои земляки–мигранты трудоустраиваются через знакомых и посредников, заработную плату получают через бригадиров, которые намеренно скрывают от них не только информацию о названии фирм, юридических адресах и руководстве организации, но и свои фамилии. Никому не секрет, бригадиры просто присваивают средства, подлежащие выплате. И очень часто бывают случаи невыплаты, либо неполной выплаты расчета по увольнению работника в связи с удержанием штрафных сумм из заработной платы. Денежные штрафы очень часто накладываются за несоблюдение работниками трудовой дисциплины, в частности, за опоздания, отсутствие на работе, либо за невыход на работу без предупреждения, а также за порчу имущества.
В 2016 году, мы с супругом уже имели троих детей и так как было очень трудно устроить их в детские сады и школы, мы вернулись в Баткен на малую родину. Мы арендовали сельскую чайхану и начали заниматься небольшим бизнесом в сфере питания. Мы живем на границе Кыргызстана с Таджикистаном и когда была старая дорога, у нас было много клиентов. В 2018 году построили объездную дорогу и наше кафе почти никто не стал посещать. Семейный бизнес был на грани закрытия, но мы работали изо всех сил, чтобы остаться в Кыргызстане.
В 2019 году мы с супругом попали на семинар ОФ «Инсан-Лейлек» и новосозданного «Профсоюза мигрантов» в Баткенской области. Когда я работала уборщицей и посудомойкой очень часто мне недоплачивали зарплату. К сожалению, мои недобросовестные работодатели, используя факторы уязвимости меня и других мигрантов, работающих в этом ресторане, такие как правовая неграмотность, незнание русского языка, тяжелые жизненные обстоятельства либо нелегальное пребывание в стране, уклоняются от оформления трудовых договоров. И зачастую на протяжении 5 – 6 месяцев задерживают выплату заработной платы, кормя работников одними обещаниями.
А затем, могли открыто отказываться нам платить, будучи уверенными, что без трудового договора мы не сможет доказать факт выполненной работы.
На тренингах, организуемых «Профсоюзом Мигрантов», я узнала о том, что я могу требовать заключения со мной трудового договора, либо с группой других мигрантов заключения коллективного трудового договора. Также, на семинарах я научилась доказывать факт трудовых отношений, работникам работающим без договора собирать доказательства заранее.
Если, я например, хочу взыскать долги по зарплате, но работала я без официального оформления – мне, конечно, сложно доказать трудовые отношения. Но если, я знаю свои трудовые права, я смогу доказать.
Например, я узнала на семинаре, что подтвердить трудовые отношения могут внутренние документы – это, например, пропуски на работу, служебные бейджики, отчеты о проделанной работе, товарные накладные, заявки на перевозку грузов, акты передачи продуктов, Пригодятся СМС и переписка по электронной почте,распечатка считывающего устройства для карточек при входе на работу.
Вместе с другими участниками профсоюзного органайзинга, мы научились не стеснятся письменно задавать вопросы под нужным уклоном: закончился ли у меня испытательный срок, какой результат? Какой у меня режим рабочего времени, кому я подчиняюсь, как взаимодействую с другими отделами, работниками? Какие цели, задачи и сроки командировок? Когда ждать отпуск по графику отпусков?
Также, я узнала, что трудовым законодательством России запрещается организациям любой формы собственности налагать взыскания, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, очень часто страдают от недобросовестности работодателей. Обучилась тому, что в последние годы российское законодательство в данной сфере значительно ужесточилось. К примеру, за нарушение трудового законодательства в части уклонения от оформления трудовых договоров предусмотрена административная ответственность в виде штрафов до 200 тысяч рублей и приостановки деятельности организации на определенное время (статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ). А за задержку выплаты заработных плат за период более чем три месяца – уголовная ответственность в виде лишения права занимать определенные должности, наложения штрафов в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, принудительных работ или лишения свободы сроком от 1 до 5 лет (статья 145.1 УК РФ).
Полученные знания здорово помогли нам узнать о своих трудовых правах. Мы стали одними из самых активных членов «Профсоюза Мигрантов», приняли участие в октябре 2019 года на первом Съезде.
В конце 2019 года мой супруг Латипов Нургазы уехал опять на заработки в Москву. Он устроился на работу пекарем в одно из кафе. Сразу же после собеседования с работодателем, он попросил оформить трудовые отношения, прописать рабочие дни, график работы, отдых, больничные и отпускные. А месяцем раннее с этого кафе был уволен мигрант без объяснения причины увольнения и ему не выплатили заработную плату за последний месяц. Муж его проконсультировал, собрать все доказательства его работы в этом кафе, обратиться в российской профсоюз «Новопроф», а также к юристу в российское представительство Государственной Службы Миграции КР в города Москва. И как я была рада, что он получил свою зарплату и плюс расчетные деньги.
Я думаю, что «Профсоюз Мигрантов» был необходим в Кыргызстане, откуда уезжают очень много мигрантов. У них огромные возможности совместно c российскими профсоюзами восстанавливать нарушенные трудовые права.
Источник: ОФ “Инсан Лейлек”