Home Новости Трудолюбивые, христиане: как Польша поощряет миграцию из постсоветских стран

Трудолюбивые, христиане: как Польша поощряет миграцию из постсоветских стран

Экономика Польши растет едва ли не самыми быстрыми темпами в Евросоюзе. Но на рынке труда остро чувствуется дефицит кадров. С момента вступления Польши в ЕС в 2004 году работать и жить в страны Западной Европы уехали около 2,5 миллионов поляков. Возвращаться они не спешат, даже несмотря на бурный экономический рост на родине. На их место польские компании активно приглашают мигрантов. А консервативное правительство в Варшаве делает все, чтобы стимулировать приток работников из Украины, Беларуси и других стран бывшего СССР, близких по культуре, религии и цвету кожи. “Громадское” рассказывает об украинцах в Польше и о том, как польские власти привлекают мигрантов из стран бывшего СССР.

Украинцев в этой стране порядка 1,2 млн — это последние данные, полученные в марте благодаря исследованию пользователей смартфонов. Ранее посол Украины в Польше оценивал количество украинцев там в 1 млн, а посол Польши в Украине говорил о 2 млн. Точную цифру подсчитать сложно из-за того, что украинцы часто переезжают, возвращаются домой, а затем опять отправляются на заработки. Польша одна из немногих стран ЕС, которая предоставляет возможность легкого трудоустройства на короткие сроки, до 90 дней, благодаря безвизовому режиму. В последние годы украинцы охотно едут в Польшу — а эта страна делает все, чтобы привлечь работников из Украины и других постсоветских государств.

Мебель руками мигрантов

20-летняя Алина из Миргорода Полтавской области только второй день на новой работе — она устроилась на мебельную фабрику “Браво” в польском городке Щитно, неподалеку Ольштына (север Польши). За упаковку мебели Алина получает 11 злотых в час — это примерно $3. Для девушки, которая зарабатывала 2900 грн в месяц ($110), работая уборщицей в санатории в родном курортном городе, это — существенная прибавка в зарплате.

Алина не скрывает — именно ради высших зарплат поехала в Польшу вместе с парнем. Первые впечатления от условий работы и проживания у нее хорошие: “Жилье предоставляется, это хостел. Мы с Максимом в комнате и еще двое, только не в одном помещении с нами, а в коридоре. Нам нравится”, — улыбается Алина. Она хочет заработать в Польше на собственное жилье в Украине.

Украинка Алина из Миргорода, работница на мебельной фабрике “Браво”, Щитно, Польша / Громадское

Хорошая, в отличие от украинской, зарплата заставила приехать сюда и ее сверстника Никиту из Краматорска. Работая по 12 часов в день, он получает $800 в месяц. На фабрике “Браво” он работает уже год. Дома в последний раз был на новогодние праздники.

“Никита — один из лучших наших сотрудников”, — хвалит его директор по производству Мариуш Рогач. Он доволен работниками из Украины, которых фабрика начала приглашать три года назад.

“Эта необходимость возникла из-за демографической ситуации в Польше и из-за эмиграции поляков в другие страны Западной Европы”, — объясняет Рогач.

После вступления в Евросоюз в 2004 году работать за границу выехало около 2,5 млн поляков. Варминско-Мазурское воеводство, где расположена фабрика “Браво” — одно из беднейших в Польше, отсюда после открытия границ выехало немало людей. А на их место стали приезжать мигранты.

Теперь из 400 работников фабрики каждый десятый — украинец. Есть также один белорус — несмотря на близость границы, из этой страны на работу в Польшу пока приезжает немного людей.

Украинец Никита из Краматорска, работник на мебельной фабрике “Браво”, Щитно, Польша / Громадське

Хотя большинство работников здесь — поляки, найти новые кадры среди местных чрезвычайно сложно. Польская молодежь не хочет работать на тяжелом производстве: в мебельных цехах шумно, везде пыль, приходится поднимать тяжести.

“Браво” накануне “высокого” мебельного сезона ожидает роста заказов из Германии, Румынии, Болгарии — и срочно ищет новых сотрудников.

“Август-сентябрь-октябрь — это так называемая “мебельные жатва”, когда мы получаем очень много заказов на продукцию. И кто это должен делать? Поэтому нам срочно нужны работники из Украины”, — говорит Мариуш Рогач.

Почему украинцы? Потому что они близки к полякам ментально, а еще их легче найти, признается он. “Мы сотрудничаем с тремя агентствами, которые специализируются на работниках из Украины. Они довольно быстро находят нам людей, это очень нам подходит”.

Директор по производству фабрики “Браво” Мариуш Рогач в цехе, Щитно, Польша / Громадское

Без иностранцев никак

Пиар-директор одной из рекрутинговых компаний Анатолий Зимнин, украинец, уже 16 лет живет в Польше, встречает нас у дверей современного офиса в Варшаве. Фирма ищет людей для работы в Польше по ту сторону ее восточной границы — преимущественно на территории бывшего СССР. Анатолий говорит, что ежегодно прибыль компании растет вдвое. Польских работодателей, которые обращаются за ее услугами, становится все больше. Экономика Польши переживает настоящий бум — в прошлом году она выросла на 5,1%: это один из самых высоких показателей в Евросоюзе. Местных кадров не хватает, чтобы удовлетворить спрос на рынке труда. Трудовым мигрантам из-за рубежа нередко бесплатно предоставляют жилье, помощь с документами и мобильную связь.

Пиар-директор рекрутингового агентства EWL в Варшаве Анатолий Зимнин, Польша / Громадское

“Потребность в работниках из-за границы в Польше очень велика. Она увеличивается где-то с 2014, когда после периода спада польская экономика снова начала расти, — объясняет Марчин Колодзейчик, директор международной рекрутинговой компании. — Это совпало с политическим и экономическим кризисом в Украине. С тех пор наблюдаем устойчивый наплыв мигрантов в Польшу, большинство из них — из Украины, но также многие из других государств экс-СССР: Молдовы, Грузии”.

Две трети сотрудников компании по подбору персонала — родом из Украины и Беларуси. У них есть налаженная сеть контактов на родине. Это квалифицированные профессионалы, которые работали на высоких должностях и на родине, но по разным причинам выехали в Польшу.

Как, например, Владислав Куликов, координатор отдела маркетинга. По его словам, за два года в Варшаве он еще не очень хорошо изучил польский. Несмотря на это, Владислав шутит с коллегами-поляками и во время нашего разговора время от времени вставляет польские слова.

Поехать на работу за границу его побудило отсутствие стабильности и постоянные экономические кризисы в Украине. “Трижды у меня был такой опыт: Украине что-то происходит, меняются условия материальные и качество жизни. Я подумал, что может лучше поехать, — рассказывает Владислав. — Не знал, что буду работать в офисе, думал о разной работе, начну с чего угодно. Просто не хотел оставаться в Украине, не видел себя там”.

Владислав уехал, несмотря на то, что у него была хорошая должность в киевском рекламном агентстве, а перед отъездом он получил еще одно приглашение на работу в Украине.

“Получилось так, что я у меня было хорошее предложение с высокой зарплатой, а сюда я ехал в никуда”, — вспоминает он. В Польше работала его мама, поэтому выбрал ее, хотя рассматривал варианты других стран ЕС. Работу искал уже на месте — это оказалось несложно.

Координатор отдела маркетинга рекрутингового агентства EWL Владислав Куликов, Варшава / Громадское

В Польше, по словам Владислава, он чувствует себя как дома. Главная разница с Украиной — в качестве жизни.

“Я не чувствую потребности иметь автомобиль. Живу в пригороде, но еду на работу 40 минут и все говорят, что это очень долго. Хотя в Киеве я тратил на дорогу больше и думал, что это было ок. Здесь много возможностей хорошо бесплатно провести время. Бассейн доступен в каждом микрорайоне, много событий в парках, бесплатных показов фильмов, театров, музеев”.

Спрос на высококвалифицированных иностранных работников, таких, как Владислав, в Польше значительно вырос за последние четыре года, рассказывает еще одна украинская сотрудница рекрутингового агентства Мария Кузенко. Она руководит отделом легализации — помогает оформлять документы иностранным рабочим в Польше.

“Мы видим прирост граждан Украины — это и студенты, и рабочие. На различные вакансии — от производства товаров и до сферы бизнеса, офисных работников, IT, специалистов высшего класса”.

В значительной степени этому поспособствовал безвизовый режим с Евросоюзом, считает Мария. “С паспортом биометрическим можно приезжать сюда и уже здесь получать разрешение на работу. Польша является одной из немногих стран ЕС, которая дает возможность оформить разрешение на основании безвизового режима. Само соглашение о безвизе не предоставляет такой возможности, но страны-члены ЕС могут внутри разрешать такие процедуры”, — объясняет она.

По словам Марии, польские власти прислушиваются к потребностям работодателей, которые просят облегчить процедуру трудоустройства граждан Украины. Согласно опросу, который провела компания, более 90% украинцев приезжают в Польшу на краткосрочные работы — от 3 до 6 месяцев. После чего едут домой, но многие снова возвращаются на временную работу в Польше.

Постсоветские христиане

В Польше с 2015 года у власти находится консервативное правительство, которое ведет двойную политику в отношении мигрантов. С одной стороны, Варшава не хочет принимать выходцев из Африки и арабских стран, апеллируя к угрозам христианской идентичности и “белой расе”. Во время “миграционного кризиса” в 2015-м Польша вместе с Венгрией выступили против квотного принципа распределения беженцев из этих регионов странами ЕС. В то же время иностранные работники стране крайне нужны — учитывая рост экономики и дефицит кадров. Именно поэтому представители правящей партии “Право и справедливость” поощряют миграцию из культурно близких стран, где обитают “белые христиане”. Постсоветские страны идеально подходят для этой цели.

В настоящее время около 90% иностранных работников в Польше — это украинцы, и эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Рабочих ищут также в Беларуси, Молдове, Грузии. Однако если экономический бум в Польше продолжится, скоро и их может оказаться недостаточно. Поэтому, по словам директора по рекрутингу Марчина Колодзейчика, работодатели уже начинают смотреть в сторону Азии, Африки и Южной Америки и Кубы. Не исключено, что идеологические убеждения политиков будут вынуждены отступить перед экономическими потребностями.

Пока же польские работодатели обеспокоены планами Германии открыть свой рынок для работников из-за пределов Евросоюза. Согласно опросам, более 50% украинцев, которые сейчас работают в Польше, могут соблазниться высокими зарплатами в Германии, если та упростит правила приема иностранцев на работу. Это стимулирует польские компании предлагать украинцам и белорусам лучшие условия. Впрочем, поляки особо не переживают — они уверены, что украинцам и беларусам так же, как и им, импонирует культурная и ментальная близость двух народов. “Для части работников Польша все равно останется привлекательной, потому что до нее легко доехать, тут просто сделать документы, язык понятен, через несколько месяцев после работы в Польше можно с коллегами идти на пиво. В Германии видимо так не получится”, — заключает Колодзейчик.

При поддержке Медиасети

Exit mobile version