Как страна оказалась на пороге неожиданного для обывательского сознания миграционного кризиса и почему это скорее плохо, чем хорошо?
Бойтесь своих желаний: они имеют свойство сбываться. В начале 2010-х годов тема борьбы с иностранными мигрантами была одной из самых популярных в российском массовом сознании. Мол, «понаехали тут», работают за гроши и отнимают рабочие места у «коренных».
Сейчас Россия оказалась на пороге неожиданного для обывательского сознания миграционного кризиса: на фоне роста желающих уехать из России в другие страны резко сокращается поток желающих приехать работать в Россию. Для страны это скорее плохо, чем хорошо.
В свежем выпуске «Мониторинга экономической ситуации в России» эксперты Института Гайдара показали, как миграционные реки, подпитывавшие Россию на протяжении более 20 лет с 1991 года, стремительно мелеют. Процесс идет по нарастающей с 2014 года — момента резкого ослабления рубля после «крымской весны», начала войны в Донбассе и санкционного противостояния с Западом.
По данным экспертов Института Гайдара, количество так называемых долговременных международных мигрантов в Россию не растет 2014 года, а их «выбытие» увеличивается. Причем миграционный прирост населения в 2018 году оказался исторически самым низким с момента распада СССР.
«Начиная с 2014 года число международных мигрантов, прибывающих в Россию, стабилизировалось на уровне 565-600 тысяч человек, но число уехавших увеличилось с 308 тысяч в 2014 году до 441 тысячи в 2018 году», — говорится в «Мониторинге». Таким образом, чистый прирост мигрантов уже практически не превышает 150 тысяч человек, тогда как для компенсации естественной убыли населения России требуется прирост мигрантов на уровне не меньше 500 тысяч человек ежегодно.
Количество временных трудовых мигрантов в России так и не вернулось на докризисные отметки шестилетней давности. В последние три года этот показатель находится в диапазоне 9,2-10,2 млн человек. Для сравнения, в 2013 году их было 10-11,5 млн. Понятно, что подавляющее большинство мигрантов в России — из стран СНГ. По данным на 1 апреля 2019 года, их было 8,2 млн (86% всех мигрантов).
Главный поток трудовых мигрантов в Россию традиционно дают страны Средней Азии и Украина. Однако оба этих источника стремительно иссякают. В 2018 году поток украинских мигрантов в России упал по сравнению с 2015 годом почти на 30%, зато количество уехавших из России граждан Украины, наоборот, резко выросло — в 2,6 раза.Читайте также:Украина потеряла миграционное лидерство в России
Именно мигранты два с половиной десятилетия спасали Россию от демографической ямы и компенсировали естественную убыль населения. В последние два года на фоне увеличения оттока мигрантов из России стала уменьшаться и рождаемость. В результате в 2018 году на фоне роста смертности (из жизни ушли 218 тысяч россиян) и падения рождаемости естественная убыль населения составила 99,7 тысячи человек. Причем эта естественная убыль отмечалась в 60 регионах страны, тогда как увеличивалось население лишь в пятнадцати.
Россия перестает быть экономически привлекательной для мигрантов даже из стран Средней Азии. Их оттягивают на себя Казахстан, добившийся сопоставимых с Россией показателей экономического развития, и, конечно, Китай. Более того, в Казахстан на заработки уже ездят даже из самой России — например, алтайские шахтеры с приграничных территорий. Мигранты с Украины и Белоруссии переориентируются на страны ЕС, в том числе бывшего соцлагеря, где отчасти компенсируют отток тамошних трудовых мигрантов, которые отправляются на заработки в более богатые страны Евросоюза.
Отрицательное влияние оттока мигрантов из России на демографию очевидно. Но, может быть, это хорошо влияет на российский рынок труда? Может, россияне, страдавшие от засилья иностранных трудовых мигрантов, теперь могут легче найти хорошую, высокооплачиваемую работу?
Не тут-то было. Хотя, по данным Росстата, безработица у нас держится на сравнительно низком уровне — в районе 5% трудоспособного населения (впрочем, по данным некоторых социологических обследований, в частности «Индекса Иванова» от Сбербанка, она вдвое выше, в районе 9,9%), перекосы на рынке труда только увеличиваются. В частности, Роструд обнародовал данные резюме из базы «Работа в России» по ожиданиям соискателей вакансий от будущей зарплаты. Комментируя эти данные, заместитель главы Роструда Денис Васильев признал, что в некоторых регионах из-за недостатка квалифицированных кадров работодатели готовы предлагать зарплату намного выше ожидаемой.
Знаете, кто лидирует в России по этому показателю? Якутия, где недавно местные власти на волне скандала с изнасилованием якутки киргизским рабочим запретили мигрантам работать в ключевых сферах местной экономики. Работодатели Якутии готовы предложить зарплату в среднем на 70% выше, чем ожидаемый уровень соискателей. Причина — острый дефицит высококвалифицированных работников на рынке труда: машинистов, инженеров, технологов на предприятия добывающей промышленности.
Как только в Якутии начались погромы мигрантов, резко стало некому водить городской общественный транспорт. Но те же киргизские мигранты точно не были инженерами на предприятиях «Алросы». Они не отнимали высококвалифированные рабочие места у «коренных» жителей. Просто нет там таких специалистов среди коренного населения в достаточном количестве. Переезжать в Якутию из других регионов России квалифицированные кадры тоже как-то не торопятся.