Home Истории мигрантов Альтернатива миграции. Мужчины в Кыргызстане взялись шить одежду в швейных цехах

Альтернатива миграции. Мужчины в Кыргызстане взялись шить одежду в швейных цехах

В Кыргызстане, как и в других странах с патриархальным укладом, есть профессии, считающиеся “женскими”. Например, швея. Все мы привыкли, что если в швейном цехе и можно встретить мужчину, то это утюжник или закройщик. Однако в последние годы в стране наметилась тенденция разрушить этот стереотип. Все чаще среди швей можно встретить и мужчин. И эта профессия, по их признанию, стала альтернативой трудовой миграции.

Редакция Kaktus.media поговорила с четырьмя мужчинами, работающими в швейном цехе Barkhat. Один, кстати, от интервью отказался, потому что в области, откуда он приехал, о его занятии могут прочитать друзья и не одобрить его, что еще раз подтверждает – стереотипы в нашем обществе все еще сильны.

Бакай

Молодой человек окончил институт физической культуры и спорта. После учебы помогал сестре, у которой был свой швейный цех. Так и научился шить.

“Я хотел пойти работать по профессии – учителем физкультуры, но тут как-то побольше зарабатываешь. Сначала в цехе у сестры сидел на оверлоке. Затем сестра стала давать мне кусочки материала, чтобы я их сшивал между собой и таким образом учился. Постепенно я набирался опыта. Сейчас уже шью нормально”, – поделился Бакай.

Первой вещью, которую парень сшил самостоятельно, была школьная белая блузка. “Первый раз было очень трудно сшить что-то от начала и до конца самостоятельно. А сейчас я понимаю, что это была самая легкая модель. Тяжелее всего для меня сшить пальто. Верхнюю одежду вообще сложнее шить”, – рассказал он.

Парень признался, что в начале карьеры друзья его не поняли. Говорили: “Да брось ты это. Зачем тебе женская работа? Работай лучше с нами”.

“Я как-то пошел с друзьями, которые трудятся в строительной сфере, но работа сезонная, и она закончилась. И я вернулся в швейный цех, где зарабатываю больше. Это лучше, чем где-нибудь на стройке: летом жарко, зимой холодно. А тут тепло и уютно, заработок стабильный”, – продолжил рассказ Бакай.

И друзья пошли по его стопам. Не у всех получилось, но двое сейчас тоже работают в швейных цехах. “Самое главное – это не бросать учиться, если с первого раза не получается. И уметь концентрироваться”, – отметил парень.

Сейчас, по его словам, в Кыргызстане много мужчин, жалующихся на безработицу и сидящих дома или перебивающихся сезонными заработками. Между тем швейное дело востребовано.

“Многие друзья, знакомые приходят ко мне и просят, например, брюки подшить. И себе я шью одежду: футболки, толстовки, куртки, братишкам своим шью. Когда есть время и материал”, – заключил Бакай.

Керезбек

Керезбек по профессии – художник по керамике, гончар. Работал на стекольном заводе 3-4 года. Однако на рынке керамика, как он признался, не востребована: никто ее толком не брал, кроме туристов и иностранных гостей республики.

“Один мой друг работал закройщиком. И я однажды пошел ему помогать и за неделю научился кроить, сам стал закройщиком. И вот на швейном производстве я работаю уже около 15 лет. Сначала закройщиком долго работал. Затем шил шторы. И дома мы с супругой занимались пошивом одежды: я ей помогал по вечерам. И вот сейчас вместе с супругой Зульфией работаю, учусь шить одежду”, – поделился Керезбек.

Родственники, по словам мужчины, к профессии отнеслись нормально: “Им не до меня, сейчас время такое, что каждый сам за себя”. К тому же швейное производство приносит хороший стабильный доход.

Тобокел

Тобокел (или, как его иногда называют, Толик байке) в Бишкек приехал из Нарынской области, по специальности он – тракторист. Трактористом успел потрудиться 12 лет. Пока однажды в родном селе работы для него не осталось. Тогда мужчина переквалифицировался в работники СТО. А оттуда попал в швейный цех. Сначала Тобокел помогал супруге Салтанат и постепенно стал работать самостоятельно.

“Я работал на вулканизации, а по вечерам помогал Салтанат. Работа у меня заканчивалась в 3-4 часа, и было свободное время. Сначала я выворачивал наизнанку сшитые пояса. Потом сел за оверлок. За две недели научился шить”, – рассказал Толик байке.

Для окружения стало доводом, что Тобокел начал хорошо зарабатывать, поэтому особых нареканий по поводу занятия “женским” делом не возникало. И говорить, кем работает, Тобокел не стесняется, занятие ему нравится. Как отметил мужчина, получать заработную плату раз в неделю – выгоднее, чем ждать месяц. Да и в цехе светло, тепло. Не то что на СТО.

Ильяс

В швеи Ильяс тоже попал из утюжников. Сейчас работает вместе с женой Элизой. Переквалифицироваться решил потому, что опасается за свое здоровье. “Я слышал, что работа с утюгом вредна для почек, а у меня они как раз болят. Швея зарабатывает такие же деньги, но нет такой физической нагрузки”, – отметил Ильяс.

Некоторые друзья молодого человека тоже говорили ему, что работа – женская, другие, наоборот, очень положительно отнеслись к его решению. “Я считаю, что она не делится на женскую и мужскую. Не все мужчины в силу особенностей организма могут выполнять тяжелую работу. И не все женщины могут научиться хорошо шить. У меня и двоюродные братишки шьют. Это они меня научили. К тому же сейчас все на заработки едут в Россию, но лучше же здесь зарабатывать. Семья меня в этом поддерживает. Профессия в данный момент востребована. Кыргызстан же страна легкой промышленности”, – рассказал он.

По мнению Ильяса, самое главное для овладения профессией – это желание и интерес к делу. Самому ему ремесло дается легко, и все получается, к тому же доставляет удовольствие.

Источник: https://kaktus.media/

Exit mobile version